Короткая биография — ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 — ок. 323 до н. э.)
Многие наши современники вспоминают о Диогене сначала то, что он жил в бочке. По сути это далековато не «городской сумасшедший»: Диоген Синопский – узнаваемый древнегреческий философ, броский представитель школы киников, ученик Антисфена, продолживший развивать его учение. Основным источником сведений о биографии Диогена является другой Диоген — Лаэртский, написавший трактат «О жизни, учениях и изречениях именитых философов». На данный момент трудно оценить достоверность содержащихся в нем данных – равно как и другой инфы об этом философе.
Родился Диоген Синопский около 400 г. до н. э. (в различных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе авторитетного и обеспеченного банкира Гикесия. В юности он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал папе делать липовые средства его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в колебаниях Диоген находил совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с папой разоблачения и бегства и не пробовал разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ перевоплотился в странника и много путешествовал по собственной стране. Приблизительно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно отыскать сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Не считая того, он считается создателем 7 трагедий.
Мнения этого древнегреческого философа, его стиль жизни, манера поведения в очах других людей были очень уникальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, — это аскетическая добродетель, в базе которой лежит подражание природе. Конкретно в ней, ее достижении и состоит единственная цель человека, а путь к ней лежит через труд, упражнения и разум. Диоген называл себя гражданином мира, ратовал за то, чтоб малыши и супруги были общими, гласил об относительности авторитетов, в том числе в области философии. К примеру, в именитом Платоне он лицезрел болтуна. Детищем демагогов он считал и правительство, публичные законы, религиозные университеты. Безупречным ему представлялось первобытное общество с его ординарными, естественными характерами, не обезображенными цивилизацией, культурой. В то же время он считал, что людям нужна философия — в качестве доктора либо управляющего. Диоген проявлял полное равнодушие к публичной жизни, ко всему, что обыденные люди считали благами и нормами морали. В качестве жилища он избрал большой сосуд для хранения вина, носил отрепье, прилюдно справлял самые интимные потребности, общался с людьми грубо и прямолинейно, несмотря на лица, за что получил от городских жителей прозвище «Пес».
Привычки, методы выражения негативного дела к обществу и морали, выражения Диогена, скорее всего, потом были гиперболизированы, и сейчас никто не может сказать, что в бессчетных смешные рассказы и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Вроде бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярких представителей древней эры, а его взоры оказали приметное воздействие на позднейшие философские концепции.
Легенда говорит, что Диоген лишился жизни добровольно методом задержки дыхания. Случилось это в Коринфе в 323 г. до н. э. На могиле философа-оригинала установили монумент из мрамора, изображающий собаку.