Загадки для детей старшего дошкольного и школьного возраста
Загадка жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. (БСЭ)
Загадка одна из малых форм устного народного творчества фольклора.
Кому из нас не приходилось отгадывать загадки? Они входят в жизнь человека с самого раннего детства и остаются с ним навсегда.
Загадки используются учителем на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка и других школьных предметов, являясь необходимым занимательным элементом урока.
Конкурс на лучшего знатока загадок является привлекательной частью любого праздника в детском саду и в начальной школе. Загадки вносят в любое классное и школьное мероприятие озорной дух соревнования, развивают кругозор, расширяют знания об окружающем мире вещей, предметов и явлений. Загадки развивают у детей любознательность, внимание, наблюдательность, образное мышление.
Д. Н. Ушаков даёт такое определение загадки: Загадка это иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать».
Вот этот элемент угадывания и является самым интересным для детей.
Так, например, сколько интересных и полезных для ребёнка объяснений можно связать со следующей поэтической загадкой: Заря-зарница, красная девица, по лесу гуляла, ключи потеряла; месяц видел не сказал, солнце увидало подняло». Почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет ключи? Что это за ключи? Почему месяц не поднял росы, а солнце подняло? Как солнце поднимает росу?
На основе этой загадки, как и многих других, может быть построена интересная и увлекательная беседа на уроке и во внеклассной работе.
Очень интересны формы работы учителя на уроке, когда в класс приходят сказочные персонажи и предлагают отгадать загадки, с которыми они сами не справились. Дети активно включаются в работу по отгадыванию загадок, при этом снимается напряжение от учебной деятельности и ученики получают массу удовольствия.
На загадки можно смотреть как на картинное описание предмета или явления, способствующее развитию фантазии, воображения и активизации мыслительной деятельности младших школьников.