«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник кратко

Виктор Астафьев часто включал автобиографические элементы в свои произведения. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» не является исключением. Он отражает личные переживания автора, связанные с детством в сибирском деревне, что придаёт рассказу особую глубину и искренность. Читательский дневник поможет сформулировать свое мнение о содержании.

Главное о произведении

Автор затрагивает темы памяти и дружбы. Через историю одного снимка Астафьев передает чувства маленького мальчика, делая акцент на важности семейных и дружеских связей и воспоминаний. Вот основные моменты для анализа произведения:

  • Полное название: «Фотография, на которой меня нет»
  • Автор: Виктор Петрович Астафьев
  • Дата создания: 1964 год
  • Жанр: рассказ
  • Главная мысль: Порой наши самые светлые воспоминания и чувства связаны с тем, что мы чего-то не сделали и куда-то не попали. Ребенок очень хотел стать частью общего снимка, но заболел. Однако в эти дни он почувствовал нечто более значимое — поддержку друга и заботу бабушки.
  • Новые для меня слова: конфузливый (стеснительный); полушалок (шаль); увал (обрыв); ссыльный (человек, которого наказали ссылкой на Север); подряд на сплаве (промышленная рыбалка).

Кратчайшее содержание

Главный герой, просматривая старые фотографии, находит снимок, на котором изображены его одноклассники. Фотография сделана в далёкие годы, когда герой был ещё маленьким ребёнком. Однако самого героя на фотографии нет, что вызывает у него сильные эмоциональные переживания.

Этот снимок становится поводом для размышлений и воспоминаний о прошлом. Герой мысленно возвращается в те времена, когда он был ребенком, вспоминает об истории этого снимка. К ним в далекую сибирскую деревню приехал фотограф, это было целым событием. Он должен был сделать снимок всего класса. Однако накануне герой катался с горки и простудился. У него был ревматизм, он не мог встать с печи. День съемок он пропустил, но вместе с ним из солидарности не пошел и друг Сашка. А бабушка хоть и ворчала, но помогала ему справиться с болью.

Пришла навестить героя и учительница. Они вместе с мужем сами поднимали деревенскую школу, даже канцтовары покупали с учебниками и ездили за тетрадями в город. Люди в селе были бедными, но учителей благодарили всем миром: подбрасывали им дрова, давали провизию. Однажды учитель загородил собой детей от гадюки и только потом выяснилось, что сам он змей никогда не видел, а дети знали о правилах поведения с ними больше него самого.

Далее рассказчик повествует об истории дома, где была школа. Его строил прадед рассказчика, но его семью выселили из большого и нового дома, когда «ликвидаторы» выгоняли «кулаков» — зажиточных крестьян.  Возле дома даже произошла драма: когда Платоновских с детьми вышвырнули на улицу, немой Кирилл, не разобравшись в ситуации, убил уполномоченного, защищая хозяйку и детей, которые плакали, расставаясь с домом.

Семья разошлась по углам да зимовьям, герой родился в бане, а жил в маленьком охотничьем домике, куда перебрались его отец и мать. Деда выслали. А дом этот сначала растащили на куски победители в классовой борьбе, потом учредили в нем школу, потом колхоз, ну и в финале его распродали на дрова и пропили.

Фотография, на которой нет героя, становится символом утраченного времени и безвозвратных моментов. Рассказ заканчивается тем, что герой продолжает держать в руках этот старый снимок, погружаясь в свои мысли и воспоминания, осознавая, что даже если его нет на этой фотографии, память о тех днях всегда будет жить в его сердце

Главные герои

Астафьев мастерски передает внутренние переживания героя, что делает рассказ эмоционально насыщенным и трогательным. Читатели могут почувствовать всю гамму эмоций, которую испытывает главный герой при взгляде на старую фотографию.

  • Рассказчик — делится детскими воспоминаниями, хотя на момент основного повествования он уже взрослый. В детстве он был веселым, легкомысленным и добрым ребенком, а во взрослом возрасте отличался умом и чувствительностью, а также уважением к памяти.
  • Катерина Петровна — бабушка рассказчика, ворчливая, но очень отзывчивая и добрая женщина, которая воспитывает внука и помогает другим жителям деревни, жертвуя своими интересами.
  • Сашка — бойкий и отзывчивый мальчик, который ради дружбы не приходит фотографироваться и жертвует своим уникальным шансом, чтобы поддержать товарища.
  • Учитель — вежливый, скромный и тихий человек, обладающий и смелостью, и упорством. Только ценой его бескорыстных усилий у детей появилась школа.

План книги

Рассказ является не только личной историей, но и отражает более широкие социальные и исторические контексты. Он показывает последствия войны на судьбы людей и акцентирует внимание на важности семейных ценностей и связи поколений. Вот план пересказа:

  1. В школу приезжает фотограф — редкое событие в далекой сибирской деревне!
  2. Герой простужается на горке и заболевает.
  3. Его друг из солидарности не идет фотографироваться в этот день.
  4. Учитель навещает и утешает ученика.
  5. Рассказ о самоотверженном учителе.
  6. Рассказ о доме, где находится школа.
  7. Размышления автора о прошлом.

Чему учит?

«Фотография, на которой меня нет» — это глубоко эмоциональное и трогательное произведение, которое заставляет задуматься о важности семьи, дружбы и воспоминаний. Виктор Астафьев мастерски передает чувства главного героя, показывая, как простая фотография может вызвать целую бурю эмоций.

Рассказ затрагивает универсальные темы памяти, утраты и ценности семейных связей. Он показывает, как важны моменты, проведенные с близкими, и как болезненно осознавать, что многие из этих моментов уже не вернуть. Астафьев через простой и лаконичный стиль повествования передает глубокие и искренние чувства, которые находят отклик у каждого читателя.

Это произведение наполняет душу теплом и светлой грустью, напоминая о том, что память о наших близких всегда живет в наших сердцах, даже если их уже нет рядом. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — это маленький шедевр, который учит нас ценить каждое мгновение, проведенное с родными, и бережно хранить воспоминания о них.

Пословицы и поговорки

Вот пять пословиц, которые по смыслу подходят к рассказу Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»:

  1. «Не помнящий родства — не имеющий будущего.»  Эта пословица подчеркивает важность памяти о своих корнях и предках, что соответствует теме воспоминаний о семье в рассказе.
  2. «Память дороже золота.» Пословица отражает ценность воспоминаний и памяти о близких, что является центральной темой рассказа.
  3. «Родители — корни, дети — крона.» Это выражение подчеркивает связь поколений, что хорошо соответствует размышлениям героя о своей семье и прошлом.
  4. «Человек без прошлого — как дерево без корней.»  Пословица акцентирует внимание читателя на важности прошлого и воспоминаний, что перекликается с чувствами героя, который ценит память о своей семье.
  5. Старое не забывай, новое не теряй.» Это выражение напоминает о важности сохранения памяти о прошлом, что также отражено в рассказе через старую фотографию и воспоминания героя.

Отзыв

Рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является мощным произведением, глубоко трогающим своей искренностью и эмоциональной насыщенностью. Автор мастерски передает чувства главного героя, который смотрит на старую фотографию и вспоминает друга, который его поддержал, учителя, который навестил его, бабушку, которая его выхаживала. Этот снимок становится символом утраченного времени, нерушимой связи с прошлыми поколениями и боли утрат.

Особенно впечатляет, как Астафьев через простую историю одной фотографии раскрывает сложные и глубокие темы коллективизации, классовой борьбы и деревенской жизни после революции. Рассказ заставляет задуматься о том, как исторические события отражаются на отношениях людей. Он акцентирует внимание на ценности тех моментов, когда люди, несмотря на этот раскол, помогают друг другу, как делала это бабушка героя, выкупая вещи кулаков.

Литературный стиль Астафьева – прост и лаконичен, что только усиливает эмоциональное воздействие рассказа. Он не использует сложных метафор или громких заявлений, но каждое слово находит отклик в сердце читателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» оставляет глубокий след в душе, мое отношение к нему очень теплое.

Это произведение – яркий пример того, как через личные переживания можно передать универсальные чувства и мысли, которые находят отклик у каждого читателя. Астафьев напоминает нам о важности сохранять память о тех, кого мы любим, и ценить каждый момент, проведенный с ними. Мое мнение позволяет рекомендовать это произведение друзьям.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *