Картина «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе» Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480-1538)
Баварский художник Альбрехт Альтдорфер жил в Регенсбурге. В 1511 году он совершил путешествие по реке Дунай, посетил Альпы. Альтдорфер одним из первых сделал пейзаж важнейшим элементом художественного произведения. Уникальность представленной картины заключается в том, что изображенный художником ландшафт с величественными Альпами и драматическим небом подчеркивает накал и значение битвы. Картина была заказана художнику герцогом Вильгельмом IV Баварским и являлась одним из нескольких произведений, посвященных великим битвам античности. О том, какое именно сражение изображено на картине, мы узнаем из надписи на церемониальном штандарте, парящем в небе. Александр Македонский одержал победу над персидским царем Дарием на реке Иссе в 333 году до н. э. Однако художник изобразил на дальнем плане современную ему архитектуру, а сражающихся воинов представил в доспехах и с вооружением XVI века. Чтобы показать грандиозный масштаб сражения, Альтдорфер изобразил его с высоты птичьего полета. Перед нами предстает бесчисленное множество воинов, запечатленных в момент ожесточенной схватки, разыгравшейся на фоне величественного горного пейзажа, освещенного луной и первыми лучами восходящего солнца. Александр Великий изображен в центре многофигурной композиции в момент преследования персидского царя, восседающего на колеснице.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ): Александр (356-323 до н. э.), пожалуй, самый известный полководец античности. Воспитанник Аристотеля, он предпринял свой первый военный поход в возрасте восемнадцати лет. Спустя два года он отправился в знаменитый поход в Азию: разгромил персов, занял Египет, основал город Александрию. Александра Македонского часто изображали верхом на его любимом боевом коне Буцефале. Александр Македонский отличался справедливостью и благородством. По легенде, после того как армия Александра заняла греческий город Фивы, один из офицеров надругался над знатной фиванкой Тимоклеей и потребовал от нее отдать ему все свои богатства. Тимоклея привела его к колодцу и сказала, что все сокровища покоятся на его дне. Когда офицер склонился над колодцем, она столкнула его вниз. Тимоклея была схвачена, но Александра восхитила ее смелость, и он даровал ей свободу. Этот эпизод изобразил Пьетро делла Веккиа (ок. 1602-1678) на картине «Тимоклея перед Александром», а также Доминикино на полотне «Тимоклея, приведенная к Александру Македонскому» (ок. 1615). После битвы на Иссе Александр проявил не меньшее благородство по отношению к побежденному персидскому царю Дарию и его семье. Несмотря на то, что победители разграбили лагерь персов, к матери, жене и двум дочерям Дария Александр относился с неизменным почтением. Веронезе написал на эту тему картину «Семейство Дария перед Александром Македонским» (1565-1567), где изобразил царя вместе с другом Гефестионом. Мать Дария приняла более высокого Гефестиона за царя и пала перед ним на колени, на что великодушный царь сказал, что «Гефестион — другой Александр». Царь Дарий был убит в результате заговора, устроенного его же военачальниками, но Александр проявил уважение к своему врагу, накрыв его тело своим плащом.
Известный своим благородством, Александр верил, что лучше править без применения силы, опираясь на добрую волю народа. Он женился на Роксане, которая, по некоторым сведениям, была дочерью царя Дария или вождя другого завоеванного им народа Азии.