Милосердие Христа и история Марии Магдалины
Христос во время своих проповедей не раз призыва людей заботиться об отверженных — больных, убогих, грешниках и детях. В Нагорной проповеди он сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. В учении Христа упомянуты восемь блаженств: плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, чистые сердцем, миро творцы, изгнанные за правду и пострадавшие за веру. В доме Матфея Христа упрекнули в том, что он разделил трапезу с мытарями и грешниками, на что он ответил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Христос проявил сострадание к прелюбодейке. Фарисеи привели ее к Иисусу, чтобы он одобрил их решение закидать ее камнями, на что он сказал: «Кто из вас без греха, первый брось па нее камень». В другой раз ученики упрекнули тех, кто привел к нему детей, но сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». В живописи Северной Европы с XVI века появляется сюжет благословения детей Христом.
Один из самых известных образов — Мария Магдалина, омывающая йоги Христа своими слезами и вытирающая их своими волосами, а затем смазывающая их миром. Это произошло в доме фарисея Симон с который не мог понять, как Иисус позволил блуднице (таковой ее считали) приблизиться к себе. На что Иисус ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». «Ей же сказал: Прощаются тебе грехи».
Мария Магдалина была одной из самых преданных последовательниц Христа. Ее считают сестрой домохозяйки Марфы. Сестер всегда противопоставляли друг другу. Когда Иисус пришел в дом Марфы, она принялась хлопотать по хозяйству, а ее более возвышенная сестра слушала проповеди Христа. Марфа попросила его прислать к ней Марию помочь по хозяйству («Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне»), на что он сказал: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Мария Магдалина присутствовала во время казни Христа и первой увидела его Воскресение. Она приняла его за Садовника, но потом узнала. Он сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Ноту вашему». Тема «Не прикасайся ко мне» (Noli me tangere) не раз находила отражение в творчестве художников, например Джотто и Тициана.
Согласно легенде, Мария, Марфа и их брат Лазарь отправились проповедовать, по попали на море в шторм и высадились недалеко от Марселя, где Мария творила чудеса и многих братила в христианство. После этого она удалилась и пустыню, жила отшельницей, предавалась строжайшей аскезе. Но ее подпитывали и исцеляли ангелы, каждый день поднимавшие се на небо. Когда она умерла, ангелы перенесли ее is небесную церковь для благословения.
На произведениях с изображением жития и Страстей Христовых Мария Магдалина предстает женщиной с длинными светлыми волосами, облаченной в красные одежды. Мазаччо изобразил ее у Распятия потерявшей рассудок. Ее атрибутом является сосуд с миро. Рогир ван дер Вейден изобразил Марию Магдалину с таким сосудом на Триптихе семьи Брак (середина XV века). Ее также изображали в образе раскаявшейся грешницы. Скульптор Донателло представил ее старой, изможденной отшельницей в полуистлевшем рубище. Иногда се изображали с черепом, распятием или открытой книгой, либо в состоянии божественного экс таза.
На картине Рогира Нин дер Вейдена (1399-1464) Мария Магдалина изображена со сбоим атрибутом — алабастробым сосудом с миром.
В сцене оплакивания изображаются три Марии у запеленатого и умащенного тела Христа, лежащего на земле.
На некоторых изображениях Мария показана в обмороке, а Мария Магдалина обнимает ноги Христа — жест, напоминающий о том, как она омывала их своими слезами в доме фарисея Симона. В сцене оплакивания также могут присутствовать Иосиф Арима-феский , Иоанн Богослов, а также Никодим. Иконографический тип Пьета — наиболее частое изображение сцены оплакивания — предполагает, что тело Христа лежит на коленях Богоматери. В странах Северной Европы эту сцену представляли с особенной эмоциональностью. Чтобы избежать трудностей с композиционным изображением, художники часто изображали Христа лежащим на земле. Скульптуру «Пьета» (1499), созданную молодым Микеланджело, отличает безупречная проработанность деталей, торжественность и гармоничная композиция. Микеланджело изобразил взрослого Христа лежащим на коленях своей матери.
Крестный путь — составная часть Страстей Христовых на пути на Голгофу, включавшая в себя Несение креста. В Средние века изображения на эту тему создавались художниками с интервалами с целью усиления воздействия на верующих. Позднее к ним добавилось изображение Распятия, в результате чего повествовательный цикл состоял из четырнадцати сцен: Христос, приговоренный к смерти; Христос, несущий крест; Три падения Христа на пути на Голгофу; Встреча с Богоматерью; Симон Киринеянин, помогающий Христу нести крест; Платок Вероники; Христос, утешающий плачущих женщин; Обнажение Христа; Пригвождение Христа к кресту; Христос, испускающий дух; Снятие с креста и Положение во гроб.
Воскресение Христа было подтверждено его появлением перед Марией Магдалиной, а затем и перед учениками. На третий день после Распятия жены-мироносицы пришли к гробу Христа и нашли камень, затворявший вход, отодвинутым, а в его гробе только пелены. Двое ангелов в сверкающих белых одеждах предстали перед ними и сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес». Одиннадцать учеников направились в Галилею, и когда увидели Христа, поклонились ему. Усомнившемуся Фоме Христос сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Только после этого Фома поверил в Воскресение Христа. В этой связи Фому нередко изображают прикасающимся к Христу. Своим ученикам Иисус велел нести его учение всем народам и совершать обряд крещения. Стигматы — следы от ран, полученных Иисусом на распятии, — проявились на телах самых преданных его последователей Франциска Ассизского и Екатерины Сиенской. Вознесение Христа произошло на сороковой день после Воскресения. Христос со своими учениками находился за пределами Иерусалима, когда он на их глазах поднялся на облаке на Небеса, а два ангела сказали им, что он вознесся. Муж Скорбей — иконографический образ, основанный на Евангелии: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его», представляет Христа с ранами. Это иконографическое изображение не входит в число Страстей Христовых, но может содержать символы и атрибуты, связанные с событиями до и после распятия. Например, Христа иногда изображали поднявшимся из гроба, коронованным терновым венцом и указывающим на свои раны.
Пантократор (греч. «вседержатель») — образ, сложившийся в византийском искусстве, представляющий поясное изображение Иисуса Христа, благословляющего правой рукой, а левой держащего Евангелие. Этот образ можно увидеть на мозаиках XIII века, украшающих Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. На центральной мозаике представлен Страшный суд и Иисус как судия: правой рукой он выбирает праведников, а левой — указывает на грешников.
На «Noli те Tangere» Джотто (фрагмент, ок. 1305) воскресший Христос просит Марию Магдалину не прикасаться к нему.
Жизни Христа посвящено множество легенд, одна из них повествует о Животворящем Кресте.
История его обретения рассказана в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Когда Адам был при смерти, его взрослый сын Сиф пошел к вратам рая, чтобы взять для него исцеляющее масло5. Архангел Михаил дал ему не масло, а ветвь от Древа познания добра и зла, от которого Адам вкусил плод в момент грехопадения. Пришедший домой Сиф нашел своего отца мертвым. Тогда он возложил на его голову венок, сплетенный из этой ветви, и похоронил его. Из ветви с Древа познания добра и зла выросло дерево, которое много тысячелетий спустя, во время правления царя Соломона, было срублено для строительства Иерусалимского храма. Однако оно не подошло по размеру и было использовано для возведения моста, положенного через ручей. Царица Савская, следовавшая к царю Соломону, преклонила перед этим брусом колени и предрекла, что на нем будет повешен Спаситель, а царству иудеев придет конец. Услышав это предсказание, царь Соломон приказал закопать брус. Много позже брус был найден во время строительства бассейна для омовения жертвенных животных, и из него был сделан крест.
В IV веке римский император Константин принял христианство и был крещен. Его мать Елена отправилась в паломничество в Иерусалим с целью поиска священных реликвий, в том числе и Животворящего Креста. Было найдено три креста. Чтобы узнать, какой из них настоящий, они были по очереди поднесены к умирающему, и истинный Крест Животворящий исцелил его. Император Константин повелел построить в Иерусалиме храм для обретенной реликвии (ныне она хранится в соборе Святого Петра в Риме). Около двух веков спустя персидский царь Хозрой II разбил греков, разграбил Иерусалим и увез Животворящий крест. Через четырнадцать лет императору Ираклию удалось победить Хозроя и заключить с его сыном мир, по условиям которого святыня должна быть возвращена в Иерусалим. Император Ираклий сам внес крест в храм. Эта сцена изображена Мишелем Ламбертини на картине «Император Ираклий несет крест в Иерусалим» (XV век).
Нижняя часть Изенгеймского алтаря Грюневальда с изображением трех Марий, приготовляющих тело Христа к положению во гроб.
История Животворящего Креста символически связана с Грехопадением и Искуплением первородного греха. В Средние века и эпоху Возрождения этот сюжет часто изображался в церквях, в которых хранились части Животворящего Креста. Например, в Базилике Санта-Кроче во Флоренции можно увидеть фрески Аньоло Гадди на тему «Обретение Креста». Пьеро делла Франческа создал фресковый цикл «Легенда о Животворящем Кресте» (ок. 1450).