Римские жёны и матроны
Римские женщины отличались не меньшим мужеством и добродетельностью, чем римские мужчины. Во время войны между римлянами и этрусками знатная римлянка Клелия попала в плен к этрусскому царю Порсенпе. Она бежала и переплыла Тибр под градом этрусских стрел. Жак Стелла (1596-1557) изобразил ее на картине «Клелия с подругами переправляется через Рим». Потрясенный ее храбростью, Порсенна решил отступить, хотя уже фактически вошел в Рим.
Славившаяся красотой и добродетельностью Лукреция, супруга патриция Коллатина, была обесчещена Тарквинием, Эту жестокую сцену изобразил Тициан на картине «Тарквиний и Лукреция» (1568-1571). Перед тем как заколоть себя кинжалом, Лукреция рассказала мужу о постигшем ее несчастье.
Агриппина, жена Германика, сопровождала мужа в военных походах. После того как в Сирии Германика убили по политическим мотивам, безутешная вдова привезла его прах в Италию. Ее верность и добродетельность вдохновила Бенжамина Веста на создание картины «Агриппина сходит на берег с прахом Германика в Бриндизи».