Дева Мария
В западноевропейской живописи Дева Мария (Богородица, Богоматерь), или Мадонна, мать Иисуса Христа, была одним из самых изображаемых персонажей. Ее изображали одну и с младенцем на фресках и алтарных перегородках, а также на картинах. Согласно церковной доктрине о девственности, ее непорочность противопоставляется первородному греху. Эта идея отражена в иконографии Hortus Conclusus — «запертый сад», — который представляет собой изображение Девы Марии с младенцем в прекрасном саду в окружении ангелов, святых и мучеников. Ее также изображали стоящей на змее или драконе, что символизировало победу добродетели над грехом. «Святое собеседование» (Sacra Conversazione) — другой иконографический тип, появившийся ок. 1440 г. и часто использовавшийся в качестве алтарного изображения. Мадонна обычно представлена сидящей на троне с младенцем в окружении святых. Этот иконографический тип отличает изображение всех святых на одной панели. В качестве примера можно привести «Мадонну и дитя со святыми» (1115) Доменико Венециано, являющуюся центральной частью алтаря церкви Санта-Лючия-дей-Магноли во Флоренции. В начале 1700-х Папа Павел V объявил о новом понимании образа Девы Марии, основанном на Откровении Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Эта трактовка стала очень популярной в живописи, особенно у иезуитов.
Деву Марию почитали как заступницу, поэтому ей посвящено большое количество изображений и церквей. На произведениях, посвященных Страшному суду, ее изображали рядом со святым Иоанном Крестителем, а на картинах, написанных по частному заказу, Деве Марии представляли святых, имевших портретное сходство с членами семьи заказчика. Ее также почитали как защитницу, вот почему ей посвящали картины, заказанные в качестве благодарности за спасение от чумы или военные победы.
Для иконографического типа «Мать скорбящая» (Mater Dolorosa) характерно изображение Девы Марии, стоящей перед распятым Христом. Изображения на тему «Семи скорбей Святой Девы», восходящие к пророчеству Симеона: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец», обычно обрамляют фигуру печальной Девы Марии. К «Семи скорбям Святой Девы» относятся «Обрезание младенца Христа», «Бегство в Египет», «Исчезновение Отрока Иисуса в Храме», «Бичевание», «Несение креста», «Распятие», «Положение во гроб».
Пьета — изображение сцены оплакивания Христа Девой Марией.
Согласно легенде, Мария появилась на свет у Иоакима и Анны в результате непорочного зачатия, что означает, что она изначально была ограждена от первородного греха. В трехлетнем возрасте Марию ввели во храм, и с тех пор она вела себя как взрослый человек, все время посвящая молитве и рукоделию, «…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении». В возрасте двенадцати лет она дала обет вечного девства. Священники устроили совет, чтобы выбрать для нее супруга, который бы уважал ее обет. Им стал немолодой Иосиф, поскольку его посох чудесным образом расцвел, а с Небес спустился Святой Дух в образе голубя. В живописи встречается из поражение отвергнутых женихов Марии, которые в гневе ломают свои посохи. Иосиф и Мария обручились, и Мария вернулась в дом своих родителей.
Иосиф появляется на фресковых циклах, посвященных Деве Марии и Христу, а также на изображениях, представляющих Бегство в Египет и Святое семейство. Его, как правило, изображают пожилым мужчиной, озабоченным благополучием своей семьи. Традиция представлять Иосифа пожилым, возможно, восходит к апокрифу, согласно которому от первой жены у него было шестеро детей, Мария была его второй женой, а скончался Иосиф в возрасте 111 лет. Его атрибутом является цветущий посох.
Самый известный фресковый цикл, посвященный Мадонне, создал Джотто в капелле дель Арена в Падуе. К сценам из жизни Девы Марии обращались многие художники. Тициан написал «Введение Марии во храм», Рафаэль — «Обручение Марии и Иосифа» (1504).
К наиболее изображаемым сценам из жизни Марии относится Благовещение, Рождество, Поклонение и Бегство в Египет. Успение Девы Марии — еще один часто изображаемый сюжет. Апостолы, съехавшиеся к смертному одру Богородицы со всего света, перенесли ее тело в гробницу в пещере у Масличной (Елеонской) горы. После этого за ней явились ангелы, Моисей, Илия, Энох и Христос и перенесли ее душу и тело в Рай, так произошло ее Вознесение. Тициан на картине «Вознесение Девы Марии» (ок. 1518) изображает ее Небесной Царицей. Этот образ восходит к византийской традиции, согласно которой ее было принято изображать торжественно восседающей на троне. Появившийся в Италии иконографический тип Maesta или Богоматерь во славе, представляет собой крупное изображение Девы Марии с младенцем со стоящими рядом фигурами ангелов и святых меньшего размера, что подчеркивало значимость Богородицы. На произведениях с изображением Коронования Девы Марии Богородица представлена Царицей Небесной, на которую ее сын надевает корону.
Другие сюжеты из жития Девы Марии привлекали художников в меньшей степени. Одна история рассказывает, что Иосиф привел к Марии двух повитух, но к тому моменту ребенок уже родился. Одна из них, Саломея, усомнилась в непорочности Девы Марии и предложила испытать ее. Когда она дотронулась до Богородицы, у нее отсохла рука. После того как она раскаялась и дотронулась до младенца Христа, рука выздоровела. На картине Роббера Кампена (мастера из Флемаля) «Рождество» (ок. 1425) Саломея изображена дотрагивающейся до Христа. Повитух можно увидеть на картинах с изображением сцены поклонения волхвов. Другая история повествует о том, что во время Бегства в Египет перед Иисусом склоняли головы львы и леопарды и указывали путникам дорог). Однажды Мария присела отдохнуть под пальмой, на которой было множество плодов, но они висели так высоко, что Иосиф не мог сорвать их своей жене. Тогда Иисус повелел пальме наклониться, чтобы его мать могла утолить голод. По его же повелению из-под корней пальмы забил источник, чтобы семейство могло напиться и набрать воды. Эта сцена изображена Корреджо на картине «Мадонна делла Скоделла» («Мадонна с миской», 1530).
В позднем Средневековье у художников была популярна легенда, рассказывающая о расставании Богородицы с Христом. Эту эмоциональную сцепу часто изображали немецкие мастера. На картине Альбрехта Альтдорфера «Прощание Христа с Богоматерью» (ок. 1520) св. Иоанн Евангелист стоит рядом с Христом, а Дева Мария лишается чувств.
В городок Лорето на Адриатическом побережье устремились паломники после того, как в 1291 году туда из Святой Земли чудесным образом был перенесен дом, в котором родилась Дева Мария. Караваджо, вдохновленный статуей Мадонны из Лорето, написал картину «Мадонна пилигримов» (1604-1605). Тьеполо на плафоне «Перенесение дома Богоматери в Лорето» (ок. 1742) в венецианской церкви изобразил Деву Марию на крыше, которую поддерживают ангелы.
На картине Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат » («Величание Мадонны», фрагмент, 1482) Дева Мария и Христос держат гранат — символ Воскресения