Святые Павел и Пётр
Наиболее почитаемые апостолы Павел и Петр проповедовали учение Христа иудеям и язычникам и стали основателями Церкви. В живописных повествовательных циклах их зачастую противопоставляли друг другу. Святой Павел (умер ок. 67) первоначально носил имя Савла, происходил из семьи фарисея и был гонителем христиан. Однажды на пути в Дамаск Савл пережил видение: «Внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». После этого он ослеп, а когда исцелился, принял крещение и был наречен Павлом. В 1621 году Караваджо написал полное драматизма полотно «Обращение Савла по дороге в Дамаск» для церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Художники изображали Павла с высоким лбом и длинной бородой. Его атрибутами являются меч, которым он был обезглавлен, и книга, символ его миссионерской деятельности.
Павел бежал из Дамаска от своих преследователей-евреев. В Иерусалиме он встретился с Петром и другими апостолами, после чего начал проповедовать. Рафаэль на эскизах для шпалер, предназначенных для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане, изобразил деяния Петра и Павла, среди них эпизод посещения Павлом и Варнавой римского проконсула
Сергия Павла на Кипре. Их встрече пытался помешать колдун Элима, но Павел на время поразил его слепотой (Рафаэль создал на этот сюжет рисунок для шпалеры «Ослепление Элимы»), после чего проконсул уверовал в учение Христа и принял христианство. В Афинах, погруженных в язычество, Павел каждый день беседовал с горожанами. Философы пожелали познакомиться с его учением и предложили ему выступить с кафедры, после чего некоторые из них приняли христианство, в том числе и Дионисий Ареопагит1. Рафаэль изобразил его на рисунке для шпалеры «Святой Павел, проповедующий в Афинах» (1515).
Святой Петр (умер ок. 64) упоминается в Евангелии в самых драматических эпизодах, в том числе в момент предательства Иуды и во время Преображения Иисуса. Он был призван Христом в ученики одним из первых: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Мазаччо во фресковом цикле, посвященном жизни и деяниям св. Петра, в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция) запечатлел историю о чуде со статиром. Сборщик податей в Капернауме потребовал от Иисуса заплатить деньги на Иерусалимский храм. Иисус отказался, но чтобы избежать конфликта, отправил Петра к Галилейскому морю, чтобы тот поймал рыбу. Во рту первой же выловленной учеником рыбы оказалась монета (статир), которую Иисус отдал мытарю5. Во время правления царя Ирода Агриппы I Петр был заключен в тюрьму, но чудесным образом спасся. На фреске «Изведение Петра» в Станце дЭлиодоро (в Папском дворце Ватикана) изображен ангел, усыпивший стражников и освободивший Петра из темницы.
Принято считать, что Петр вернулся в Рим, где основал первую христианскую общину. За Петром в Рим последовал Симон Маг, которому удалось втереться в доверие к императору Нерону. Симон заявил, что ему под силу воскрешать умерших и летать. На фреске «Падение Симона Мага», являющейся частью росписи церкви Сан-Паоло Маджоре (Неаполь, 1689-1690), Франческо Солиме-на изобразил разбившегося насмерть черного мага. В Риме апостол Петр подвергся гонениям по приказу Нерона. Желая спастись, он решил ночью бежать из города, но встретил Иисуса, идущего в город и несущего свой крест. Петр обратился к нему: !Domine, quo vadis?» («Господь, куда ты идешь?»), на что Иисус ответил: «В Рим, чтобы снова быть распятым». Петр воспринял это как знак вернулся в Рим. Аннибале Каррачи на картине «Явление Христа святому Петру на Аппиевой дороге» (ок. 1600) изобразил Христа указывающим Петру дорогу. Апостол Петр по его же просьбе был распят вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Учителя, и, возможно, был погребен в катакомбах на том месте, где сейчас возвышается собор Св. Петра.
На фреске Мазаччо «Чудо со статиром» (фрагмент, ок. 1427) изображены Иисус (справа) и Петр (слева), разговаривающие с мытарем (крайний справа).