Святые мученики ранней Церкви
Святыми называют апостолов, евангелистов и многочисленных мучеников, принявших смерть за веру. Римский Папа Александр III (1159-1181) установил за институтом папства исключительное право канонизации монархов и понтификов. Сюжеты, основанные на жизни и деяниях святых, были популярны в западноевропейском искусстве, особенно в Средние века и эпоху Возрождения.
Святой Климент (Папа Римский Климент I) (умер ок. 101) был четвертым епископом Рима. О его жизни сохранилось мало исторических свидетельств. За свою проповедническую деятельность и обращение в христианство он был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (Крым). Климент нашел там большое количество ранее осужденных христиан. Он не только поддерживал их и наставлял, но и открыл близ каменоломен водный источник, чем значительно облегчил жизнь каторжников. В Крыму Климент обратил в христианство большое число язычников. Чтобы пресечь его деятельность, из Рима был направлен специальный посланник императора Траяна, который приказал привязать Климента к якорю и бросить в море, чтобы последователи не могли поклониться его телу. Но случилось чудо: море отступило и ученики нашли тело своего учителя. Сцены из жизни св. Климента изображены на фресках в базилике Святого Климента в Риме (IX век). Джамбаттиста Тьеполо изобразил святого пожилым Папой с тройным папским крестом, молящимся перед видением Троицы. Св. Климента иногда изображали с его атрибутом — якорем.
Несколько святых ранней церкви служили в римской армии. Среди них святой Себастьян и святой Лонгин — центурион, пронзивший копьем бок распятого на кресте Христа и сразу после его смерти уверовавший в него: «Воистину Он был Сын Божий». Его атрибутом является копье. Эта реликвия хранится в соборе Св. Петра в Ватикане, там же находится скульптура Лоренцо «Святой Лонгин» (1629-1638), изображающая момент обращения воина-язычника в христианство.
По легенде, святой Евстафий (умер ок. 118) был военачальником при императоре Тите и Траяне. Однажды Евстафий охотился на оленя дивной красоты и размера. Когда он уже загнал животное, то увидел между его рогами Распятие. Олень велел Евстафию принять христианство. Похожая история случилась со св. Губертом, которого иногда отождествляют со св. Евстафием. На картине Пизанелло «Видение св. Евстафия» (ок. 1430) изображен богато одетый юноша на коне, смотрящий на удивительного оленя.
Святой Юлиан (Странноприимник, Госпиталит) происходил из знатной семьи. Однажды во время охоты он загнал оленя, и тот предсказал ему, что он убьет своих родителей. Чтобы избежать трагедии, Юлиан ушел из дома в далекую страну. Там он женился на вдове по имени Василиса, унаследовавшей замок. Спустя некоторое время его родители, в поисках сына, добрались до замка, где их в его отсутствие радушно приняла его жена Василиса и уложила в свою кровать. Когда утром Юлиан увидел в супружеской постели очертания фшур мужчины и женщины, он принял их за свою жену и ее любовника и в порыве ярости убил их. Узнав, что это были его родители, он поклялся Христу, что не будет спать, пока не получит прощения. Во искупление своего греха Юлиан вместе с женой отправился в паломничество, а все свое состояние потратил на строительство больниц и домов для паломников. Однажды к ним явился Христос в образе нищего паломника, пораженного проказой, и Юлиан оказал ему гостеприимный прием. После этого Христос открылся ему и объявил, что его раскаяние принято, и он прощен. Кастаньо изобразил св. Юлиана на фреске в церкви Сантиссима Аннунциата (1454-1455) во Флоренции. Кристофано Аллори на своей картине представил его гостеприимным хозяином (1613). Атрибутом св. Юлиана является олень. Его считают покровителем путников, владельцев постоялых дворов и лодочников, а с XV века он особо почитается Мальтийским орденом.
Святой Дионисий Парижский — покровитель Франции. Его иногда отождествляют со св. Дионисием Ареопагитом. Дионисий родился в Италии, но проповедовал в Галлии и стал епископом Парижа. За свою деятельность он был обезглавлен ок. 258 г. вместе с двумя другими проповедниками на вершине Монмартра («гора мучеников»). По легенде, св. Дионисий встал, взял свою голову и прошел с ней из Парижа до храма около 4 км, где пал мертвый. Позднее на месте захоронения св. Дионисия было возведено аббатство Сен-Дени, место упокоения французских королей. Анрн Бельшоз ок. 1416 создал алтарное изображение «Распятие с мученичеством святого Дионисия», на котором изобразил сцену последнего причастия св. Дионисия и его обезглавливание.
По легенде, в Сирии двое исповедовавших христианство близнецов святые Косма и Дамиан (скончались соответственно ок. 287 и ок. 303), овладев искусством врачевания, бескорыстно лечили мужчин, женщин и животных. Они отказались принести жертву языческим богам, за что были подвергнуты пыткам, закованы в цепи и брошены в море. Однако ангел, спустившийся с небес, спас их из морской пучины и опустил прямо перед судьей, который вынес им приговор. После этого братьев бросили в костер, но они остались невредимы.
Затем их закидали камнями, но камни чудесным образом вернулись и убили палачей. То же повторилось и со стрелами. Святые Косма и Дамиан вместе со св. Лукой являются покровителями врачей, а также флорентийской семьи Медичи. Их иногда изображали в одеяниях врачей. Сцены из их жизни изображены Фра Анжелико на нижней части алтаря в церкви Сан-Марко во Флоренции.
Святой Эразм, известный также под именем святого Эльма (умер ок. 303), по некоторым источникам, был епископом в Сирии. Почитается как мученик. Язычники намотали его внутренности на лебедку, которая является его атрибутом. Его мученическая смерть изображена на картине Пуссена (1629) — св. Эразм лежит на камне, в то время как его мучитель вынимает из него кишки. Его считают одним из покровителей моряков.
Святой Христофор не раз подвергался преследованием за веру. В него выпустили четыреста стрел, но они не задели его, а одна вернулась и поразила царя Ликии в глаз. Тот приказал обезглавить Христофора. Перед смертью он предсказал, что его кровь откроет глаза тирану. Так и случилось. После казни Христофора царь принял христианство.