Герои и чудовища. Картина «Дракон пожирает спутников Кадма» (1588)

 Художники охотно обращались к историям о героических подвигах мифологических персонажей, позволявшим  создавать повествовательные циклы и  использовать их в качестве аллегорических образов для иллюстрации  добродетелей. Пороки и грехи обычно ассоциировались с чудовищами.
 Кадм по совету оракула Аполлона последовал за коровой с пятном в виде полумесяца. Она привела его к месту,  где впоследствии возник город Фивы.  Но сначала ему пришлось сразиться с драконом бога Марса, чудовищем,  «золотым примечательным гребнем», у которого «очи сверкают огнем; все тело  ядом набухло, три дрожат языка;  в три ряда поставлены зубы». Кадм, не подозревая о грозившей угрозе, отправил своих спутников в лес за  водой,  где их убил дракон. Эту сцену изобразил Корнелис ван Хаарлем на картине «Дракон пожирает спутников  Кадма» (1588). Желая отомстить за своих  товарищей, Кадм сразился с чудовищем и убил его. В тот же момент  перед ним предстала богиня Минерва и велела ему посеять в землю зубы убитого
 дракона. Сначала из земли появились наконечники копий, затем показались шлемы, после чего возникли воины в  полном боевом вооружении, один из которых предупредил Кадма «держаться подальше от грядущего семейного  побоища». Вскоре воины — спарты (греч. «сеяные») — вступили в битву друг с другом, из которой вышли живыми  лишь пятеро. Вместе с ними Кадм и основал Фивы.
Впоследствии Кадм женился на Гармонии, дочери Марса и Венеры. Среди свадебных подарков был красивый, но приносящий несчастье браслет, выкованный Вулканом. С тех пор Кадма преследовали несчастья. Одну из его дочерей Семелу поразила молния Юпитера, внука Актеона загрызли собственные охотничьи собаки, его потомок Эдип ослепил себя и покинул родной город. Постаревшие Кадм и Гармония были вынуждены оставить Фивы, долго скитались, пока по желанию
Кадма боги не превратили их в змеев, нашедших убежище в лесу.
Герой Персей прославился убийством горгоны Медузы и спасением Андромеды. Медуза — одна из трех сестер, известных своей красотой и прекрасными волосами. После того как Нептун овладел ею в одном из храмов Минервы, богиня наказала ее, превратив в ужасную Горгону со змеями вместо волос. Изображение головы Медузы было помещено на ее щите, что вдохновило Караваджо на создание картины (ок. 1598). Одного взгляда на Медузу было достаточно, чтобы человек превратился в камень, но Персею удалось убить ее. Впоследствии он использовал отрубленную голову Медузы для поражения врагов. На пути домой он спас Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея, от морского чудовища. Когда он достал голову Медузы, водоросли превратились в кораллы. В эпоху Возрождения кораллы считались оберегом от зла. Они были изображены Вазари на двери Студиоло Франческо I Медичи во флорентийском палаццо Веккьо (ок. 1572), чтобы подчеркнуть ценность хранящейся в кабинете коллекции.
Крылатый конь Пегас возник из крови убитой Персеем Медузы. Пегас сопровождал Персея в его приключениях и был спутником Беллерофонта (Гинпоноя), в которого была влюблена царица Аргоса Антея. Юноша отверг ее, за что она оклеветала его перед мужем. Царь отправил его к Ликийскому двору со смертным приговором. Беллерофонту предстояло сразиться с огнедышащей Химерой, чудовищем, насланным богами и разорявшим страну ликийцев. У нее была голова льва, тело козы и хвост в виде змеи. Беллерофонт с помощью Пегаса убил Химеру. Впоследствии он одержал победу над воинствующим племенем амазонок, живших у Черного моря.
Название «амазонки» в переводе с греческого означает «безгрудые» и связано с тем, что в племени была традиция прижигать (по другой версии отрезать) девочкам правую грудь, чтобы она не мешала будущим воительницам стрелять из лука. Амазонки вторглись в Афины, но были изгнаны Тесеем и Геркулесом (Гераклом). На картине Рубенса «Битва греков с амазонками (ок. 1617) изображена ожесточенная схватка между мужчинами и женщинами, в которой последние терпят поражение. Тесей, сын афинского царя Эгея, изображался атлетически сложенным мужчиной. Эгей был вынужден покинуть сына, рожденного в местечке Гёнетлий, но оставил ему свой меч и сандалии, спрятав их под огромным валуном с тем, чтобы испытать силу сына, когда тот повзрослеет. Тесей с честью прошел испытание. Этот сюжет вдохновил Пуссена на создание картины «Тесей находит меч своего отца» (1636-1637). По пути в Афины Тесей победил разбойников и сразился с дикими зверями. В Афинах он познакомился с женой Эгея Медеей, которая решила отравить юношу. Она убедила Эгея в том, что новоприбывший замышляет убить его, но ей не удалось осуществить свой план. В тот момент, когда Медея преподнесла юноше отравленное вино, Эгей узнал сына по своему мечу, который Тесей держал в руке.
Самый известный подвиг Тесея — победа над кровожадным чудовищем Минотавром, обитавшим в лабиринте царского дворца на острове Крит. Убив чудовище, Тесей покинул остров вместе с Ариадной, дочерью критского царя Миноса. Позже он оставил ее на острове Наксос. Возвращаясь домой, Тесей забыл сменить на своем корабле черные паруса на белые, символ победы, о чем его просил отец.
Эдип был сыном фннанского царя Лая и царицы Иокасты. Испугавшись предсказания оракула, согласно которому его сын убьет его и женится па своей матери, Лай приказал избавиться от новорожденного, приказан отнести его к горы. Однако младенец был спасен пастухами и воспитан царем Коринфа. Повзрослевший Эдип обратился к Дельфийскому оракулу, который предостерег сто от возвращения домой, предсказан, что ему суждено стать отцеубийцей и жениться на собственной матери. Пораженный Эдип пустился в странствия и однажды встретил царя Лая, который приказал уступить дорогу его колеснице. Эдип вступил с ним в спор и в гневе убил его. После этого он добрался до Фив, которые держала в страхе Сфинкс — чудовище с телом львицы и головой женщины. Она задавала загадки путникам и убивала всех, кто не мог их разгадать. Эдипу Сфинск задала следующий вопрос: «Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем па двух, вечером — па трех?» Эдип дал правильный ответ. Рождаясь, человек передвигается на четырех ногах, в молодости и зрелости ходит на двух, а в старости вынужден пользоваться палкой1. В награду он получил царство Лая н руку Иокасты. Эдип женился на своей матери, которая родила от него детей. Когда Фивы захлестнула эпидемия моровой язвы, оракул предсказал, что она не отступит до тех пор, пока возмездие не настигнет убийцу Лая. В конце концов Эдип узнал правду о своем происхождении. В отчаянии он ослепил себя и отправился в добровольное изгнание в Аттику. В Древней Греции Сфинкс почитали как олицетворение мудрости. Начиная с эпохи Возрождения ее изображениями мастера украшали предметы мебели.
Это и стало причиной гибели Эгея. Увидев черные паруса на корабле своего сына, он в отчаянии бросился в море. По легенде, с тех пор его называют Эгейским. После смерти отца Тесей стал царем Афин и пользовался уважением у народа. Но ему не везло в любви. Он женился на сестре Ариадны Федре, но она влюбилась в его сына, прекрасного Ипполита, рожденного амазонкой Антиопой. Когда юноша отверг любовь Федры, она оклеветала его, сказав Тесею, что он соблазнил ее. Эта сцена запечатлена на картине Пьера-Нарцисса Герена «Федра и Ипполит» (XIX век). В ярости Тесей решил отомстить сыну и обратился за помощью к Нептуну. Юношу затоптали собственные кони.
Среди других приключений Тесея была битва с кентаврами, которая состоялась во время свадьбы его друга Пирифоя, царя лапифов, сына Иксиона. Тесей сопровождал Пирифоя в Подземном царстве, куда они отправились за богиней Прозерпиной (Персефоной), которую последний хотел взять в жены. В наказание за вторжение в Царство мертвых, Пирифой и Тесей были навечно прикованы к скале, но на помощь Тесею пришел Геркулес и освободил его. Когда он вернулся в Афины, его трон был занят Менесфеем. Тогда Тесей удалился на остров Скирос, где и погиб. Царь острова, испугавшись, что прославленный Тесей отнимет у него власть, сбросил его со скалы.
Отец Тесея Эгей женился на Медее, расставшейся с аргонавтом Ясоном, сыном Эсона, царя фессалийского Иолка. Потеряв власть, которую узурпировал его брат Пелий, Эсон отправил Ясона к кентавру Хирону для обучения. Когда же повзрослевший Ясон вернулся в родной город, он решил вернуть трон отца, приняв участие в походе за золотым руном в Колхиду возле Черного моря. Руно хранилось в роще, охраняемой драконом. Ясон в сопровождении аргонавтов (по названию корабля «Арго»), среди которых были Геркулес и Гилас, приплыли в Колхиду, с помощью Минервы преодолев немало опасностей. Колхидский царь Ээт согласился отдать руно Ясону, но лишь в том случае, если он справится с его непростыми заданиями. К счастью, в Ясона влюбилась дочь царя Медея, которую Купидон (Амур) поразил стрелой. Она помогла герою выполнить задания отца. Ясон снял с огромного дуба золотое руно и привез его домой благодаря Медее, заворожившей дракона своим дивным пением и плеснувшей в его глаза яд. Воспламененная страстью Медея покинула Колхиду вместе с Ясоном. Эта история нашла отражение в картинах Гюстава Моро «Ясон и Медея» (1865) и «Возвращение аргонавтов» (1897). Вернувшись в родную Фессалию, Ясон нашел своего отца умирающим, но Медея вдохнула в него жизнь. Пелий, который уже был в преклонных годах, поплатился за отстранение своего брата от власти. Медея подговорила его дочерей выпустить ему кровь с тем, чтобы она наполнила его вены эликсиром молодости и вновь сделала молодым. По другой версии, она посоветовала дочерям Пелия расчленить его тело и сварить в кипятке. Пелий умер, и Ясон занял освободившийся трон. Медею он бросил и женился на дочери коринфского царя. Но их союз был недолгим. Разъяренная Медея убила новую возлюбленную Ясона, его отца и своих детей. Тернер посвятил этой мифологической героине картину «Видение Медеи» (1828).
Сфинкс и гарпии — чудовища с женскими лицом и грудью и птичьим телом — существа, вселявшие ужас. Гарпии оскверняли все, к чему прикасались, и похищали человеческие души. Андреа Мантенья (1431-1506) в своей «Аллегории падения невежественного человечества» изобразил гарпий сидящими у ног символической фигуры Невежества в образе толстяка, за которым стоят обнаженные женщины, символизирующие Неблагодарность и Алчность. Изображениями гарпий часто украшали предметы мебели. На картине Чезаре да Сесто «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1512-1516) изображен стол с ножками в виде гарпий, что усиливает гнетущее впечатление.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *