Великие правители и императоры

правители и императоры Со времен античности и до наших дней художников привлекают сильные мира сего — исторические личности,  облеченные властью. В искусстве нашли  отражение самые важные события их жизни и царствования —  коронации, триумфы, завоевания и смерть.
 Александра Великого (Македонского) часто изображали в доспехах и шлеме, чтобы показать его как великого  полководца. Апеллес — величайший  живописец античности — был другом Александра и его придворным  художником. В одной истории рассказывалось, что он настолько правдоподобно  изобразил коня, что настоящая  лошадь заржала при виде нарисованного жеребца. К сожалению, ни одно из его произведений не дошло до  наших  дней. Апеллес был не только художником, но также писал трактаты. По легенде, он потерял голову от  любовницы Александра Кампаспы, когда рисовал ее обнаженной. Узнав об этом, Александр преподнес ее  Апеллесу. Джан Баттиста Тьеполо изобразил себя и свою жену в образах Апеллеса и Кампаспы на картине  «Александр и Кампаспа в мастерской Апеллеса» (1725-1726).
 Истории о персидских правителях, чьи земли Александр Великий завоевал в IV веке до н. э., являлись  источником вдохновения художников на протяжении нескольких веков. Персидский царь Камбис — (VI век до н.  э.) приказал казнить судью Сисамна за то, что он брал взятки, решая судебные дела. Он велел содрать с него кожу, нарезать ее полосками и обтянуть ими кресло, в котором сидел Сисамн, верша суд, чтобы другим неповадно было. На место Сисамна он назначил его сына, посоветовав ему никогда не забывать, на каком кресле он сидит. Герард Давид написал на эту тему картину «Суд Камбиса» (1498). Делакруа вдохновила драматическая история ассирийского царя Сарданапала. Лидийский царь Кандавл, гордившийся красотой своей жены, приказал своему телохранителю Гигу подсматривать за ней, когда она будет раздеваться перед сном. Эту сцену запечатлел Якоб Йордане на картине «Царь Кандавл Лидийский показывает свою жену Гигу» (XVII век). Царица заметила Гига и поняла, что он подглядывал за ней по указанию мужа. Тогда она предложила ему выбор: быть казненным или убить Кандавла и жениться на ней. После раздумий Гиг решил убить Кандавла и сам стал царем и основателем новой династии.
Персидский царь Кир II Великий является основателем державы Ахемепидов.
Еще до его рождения было предсказано, что он, сын дочери Астиага, царя Мидии, станет владыкой мира. Астиаг, испугавшись, что внук займет его трон, приказал своему верному слуге Гарпагу убить младенца. Гарпаг не мог ослушаться своего господина, но и ребенка не смог убить, поэтому он отдал Кира знакомому пастуху и его жене. Этот момент запечатлел Себастьян Риччи на картине «Детство царя Кира» (1706-1708). Когда Астиаг однажды увидел десятилетнего сына пастуха, он признал в нем своего внука. Царь наказал ослушавшегося его Гарпага, но мальчика не тронул. Повзрослев, Кир с помощью Гарпага занял трон своего деда и стал правителем Мидии. Постепенно он установил контроль над Малой Азией, захватил Вавилон и разгромил саков под предводительством царицы Тамарис. Потерпев поражение, Тамарис сама выступила против Кира. Кровавый бой, в котором участвовала царица, завершился победой саков. В сражении погиб царь Кир. Отрубив его голову, Тамарис наполнила кожаный мешок его кровью и, воскликнув: «Ты хотел крови, так пей ее до дна!» -бросила ее в мешок. Этот эпизод изобразил Рубенс на картине «Тамарис перед головой Кира» (ок. 1620).
Еще одну царицу более позднего времени — Клеопатру (60-30 до н. э.) — художники обессмертили в своих творениях. Она стала последней царицей эллинистического Египта. В годы ее правления Египет был покорен Римом. Чтобы не стать любовницей императора Октавиана Августа, она покончила с собой. Клеопатра прославилась романами с Юлием Цезарем и полководцем Марком Антонием, конфликтовавшим с преемником Цезаря Октавианом. Когда Клеопатра была восстановлена на троне, Египет должен был заплатить Риму дань. Этот момент запечатлен Андреа дель Сарто на большой фреске «Дань Цезарю» (1521).
Джанбаттиста Тьеполо запечатлел ее на фресках «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» (обе 1750), По легенде, на пиру, который Марк Антоний дал в честь Клеопатры, она сказала ему, что она приготовит более дорогое блюдо, чем те, что были поданы на пиру. Вынув жемчужину из серьги, она растворила ее в уксусе и выпила. Союз Антония и Клеопатры противостоял императору Октавиану (63 до н. э. — 14 н. э.), которого с 27 года до н. э. стали называть Августом (лат. «священный»). Когда в битве при Акциуме (31 до н.э.) войска Клеопатры и Антония были разгромлены, влюбленные покончили с собой. Антоний бросился на меч, Клеопатру укусила змея, специально для этой цели пронесенная во дворец. Ее смерть не раз изображали художники, к примеру Гвидо Рени на картине «Клеопатра» (ок. 1630).
Август стал первым римским императором. Жизнь и деяния императоров являлись источником сюжетов для многих художников. В одной из историй рассказывается о том, как к императору Траяну (98-117) пришла вдова с требованием справедливо наказать убийц ее сына. Император пообещал ей, что возмездие настигнет преступников. Эта история, воспевающая правосудие, не раз изображалась в живописи.
Константина (ок. 274-337), первого христианского императора, часто изображали в момент обращения. Ьернини изваял его верхом на коне перед горящим крестом (1654-1670). Иногда его изображали спящим, как, например, на фреске «Сон Константина» Пьеро делла Франческа (1455). Сюжеты из жизни императора Константина вдохновили Джулио Романо на создание фрескового цикла в Залах Константина (Ватикан, 1520-1524). Рубенс в 1622 году создал эскизы к гобеленам, посвященным жизни и деяниям Константина.
Спустя столетие после Константина вождь гуннов Аттила (ок. 406-453) попытался захватить Рим. На фреске Рафаэля «Изгнание Аттилы» (1513) в Станца делла Сеньятура изображены св. Петр и св. Павел, спустившиеся в небес, чтобы изгнать захватчика.
Европейских монархов, в том числе Людовика XTV и Наполеона I, было принято изображать в образе римских императоров. В эпоху Ренессанса была возрождена античная традиция проведения триумфальных шествий, которые сопровождались демонстрацией завоеванных трофеев и пленных. На произведениях с изображением триумфов появлялись как современные, так и античные герои.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *