Цари, царицы и пророки

цари и царицы Ветхий Завет — неисчерпаемый источник вдохновения для художников. Содержащиеся в нем многочисленные  легенды и истории, рассказы о войнах и  интригах, фантастических видениях провидцев давали богатый материал  для творчества. Особый интерес вызывали истории о пророках и правителях.
 Саул был выбран Богом и помазан на царство пророком Самуилом, последним из судей израильских и первым  правителем, происходящим от двенадцати  колен Израилевых. Саул вел успешные войны, но оказался неугодным  Богу, потому что проявил чрезмерную снисходительность к врагам —  амалекитянам. Самуил вынужден был еще  при жизни Саула помазать на царство Давида, придворного музыканта, ставшего оруженосцем Саула. На  картине  Рембрандта «Давид, играющий на арфе перед Саулом» (ок. 1650) заметно, что художник симпатизирует  меланхоличному царю.
 Давид изображался по-разному. Он представал могучим мужчиной и благородным защитником добра. В образе  придворного музыканта царя Саула он появляется на фронтисписах средневековых псалтырей. По еврейскому  преданию, из рода царя Давида происходит Иисус Христос.
 Во время войны израильтян под предводительством Саула с филистимлянами юный Давид вызвался сразиться с  великаном Голиафом. Он отказался от меча Саула, вооружился лишь пращой и пятью камнями. Первым же камнем он сразил Голиафа, а затем отрубил ему голову. Филистимляне отступили. Юношу-героя воспевали художники и скульпторы эпохи Ренессанса и барокко. Донателло, Микеланджело и Бернини дают разную трактовку образа Давида, победившего великана. На картине «Триумф Давида» (ок. 1632) Пуссен запечатлел торжественное возвращение юного героя с головой Голиафа в Иерусалим. Слава Давида вызвала зависть, которая постепенно переросла в ненависть. Чтобы спасти свою жизнь, Давиду пришлось бежать и скрываться. Этот эпизод из жизни Давида вдохновил Клода Лоррена на создание картины «Давид в Адолламской пещере». Перед очередной битвой с филистимлянами Саул решил справиться об ее исходе у Аэндорской волшебницы. Прорицательница вызвала дух самого пророка Самуила, который предсказал гибель Саулу и троим его сыновьям. Эту сцену запечатлел Сальватор Роза на картине «Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей изАэндора» (1668).
Пророчество сбылось — в состоявшейся после визита к волшебнице битве погибли трое сыновей Саула. Узнав об этом, он бросился на меч. Этот момент изобразил Питер Брейгель Старший на картине «Самоубийство Саула» (1562).
Давид- было тридцать лет, когда умер Саул, и он стал царем. У Давида было семнадцать сыновей, один из них, Амнон, овладел родной сестрой Фамарыо, но отец не наказал его. Другой сын, Авессалом, решил покарать Амнона и два года вынашивал план мести. Наконец, он пригласил его на пир и убил. Маттиа Прети написал на эту тему картину «Пир Авессалома» (ок. 1660).
Соломон, сын царя Давида и Вирсавии, унаследовал трон своего отца. О мудрости Соломона ходили легенды. Этим даром наделил его Бог. Примером его мудрости может служить легенда о суде Соломона4. К нему пришли две женщины, спорившие из-за ребенка, и каждая заявляла, что она его мать. Соломон приказал принести его меч и предложил разрубить ребенка, чтобы каждой женщине досталась половина. Тогда настоящая мать отказалась от своих притязаний и согласилась отдать ребенка другой женщине. Так была установлена истина. Эту сцену изобразил художник XVI века Паккьяротти. Эта история также вдохновила Пуссена на создание картины «Суд Соломона» (1649).
Царствование Соломона было долгим и счастливым. Он объединил земли, прекратил многовековую вражду между евреями и египтянами, в эпоху его правления государство достигло наивысшего расцвета, была построена главная святыня иудаизма — украшенный золотом и богатыми орнаментами Иерусалимский храм. Его спиралевидные колонны в так называемом соломоновом стиле, привезенные в Рим, изображены Рафаэлем на картине «Исцеление хромого». Они вдохновили Бернини на создание навеса (балдахина) над высоким алтарем собора Св. Петра в Риме. У Соломона было семьсот жен и триста наложниц5. Многие из них исповедовали язычество. Одна из них имела на царя большое влияние и уговорила его построить языческий жертвенник. За это Бог прогневался на Соломона.
Лука Джордано на картине «Алтарь Соломона» (ок. 1735) изобразил Соломона в окружении женщин поклоняющимся языческому божеству.
Царица Савская, правительница Сабы, лично приехала в Иерусалим, чтобы убедиться в правдивости слухов о могуществе, мудрости и богатстве царя Соломона. Она, подобно волхвам, пришедшим с дарами поклониться младенцу Христу, прибыла к Соломону с богатыми подношениями — специями, золотом, драгоценными камнями. Встречу двух правителей изобразил Гиберти (баптистерий, Флоренция). По легенде, на пути в царство царя Соломона царица преклонила колени перед брусом, перекинутым через ручей, и признала в нем Животворящий Крест, на котором будет казнен Спаситель.
Илия, один из пяти ветхозаветных пророков (среди которых Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил), изобличил нечестие царя Ахавы и его жены язычницы Иезавель, поклонявшейся Ваалу. Она подстроила так, чтобы владельца виноградника Навуфея забили камнями, и завладела его хозяйством. На винограднике Ахав и Иезевель встретили пророка Илию, которого послал Бог. Он предрек: «Псы съедят Иезавель». Эту сцену изобразил Фредерик Лейтон на картине «Иезавель и Ахав» (1863).
Илия покарал нечестивый народ, наслав на землю засуху, а сам по совету Бога отправился в пустыню, где питался тем, что принесут ему вороны. Затем Бог послал его в Сарепту Сидонскую к праведной бедной вдове, ожидавшей голодной смерти вместе с детьми. Она отдала пророку последний кусок хлеба. В благодарность Илия совершил два чуда: воскресил ее сына и сделал так, чтобы съестные запасы в ее доме никогда не иссякали. По прошествии трех с половиной лет засухи Бог направил Илию к царю Ахаву. Илия повелел ему собрать всех служителей Ваала и народ иудейский на горе Кармель (библейское название — Кармил) и предложил принести Богу две жертвы всесожжения — от себя и от идолопоклонников, — но не разжигать огня, Бог сам должен был освятить угодный ему жертвенник. На жертвеннике служителей культа Ваала огонь не загорелся, а на жертвенник Илии Господь ниспослал огонь. Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала и умертвил их, после чего небо отверзлось и на землю пролился обильный дождь. Спасаясь от мести Иезавели Илия отправился в пустыню и стал просить Бога послать ему смерть. Но Господь послал ему ангела с водой и пищей. Благодаря этому Илия за сорок дней и ночей в посте и молитве дошел до горы Хорив, где Бог заключил с ним Завет.
Пророка Илию принято изображать в виде бородатого старца. Рубенс на картине «Колесница Илии» (ок. 1620) представил его в огненной колеснице. Его изображали в пустыне с воронами или ангелом. Таким он предстает на картине Джованни Ланфранко «Ангел будит пророка Илию» (1624-1625). Илия пользовался особым почитанием у монахов ордена кармелитов, название которого произошло от горы Кармель.
В Книге пророка Исайи предсказан приход Христа: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. …Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Он также предрек: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Иными словами, предки Христа происходят из рода Древа Иессея, отца Давида.
Пророк Иеремия был известен не только своими пророчествами, но и обличительными проповедями. Он говорил, что искупление греха невозможно без страдания. Он считается автором «Книги пророка Иеремии», содержащей семь пророчеств, и «Плача Иеремии». На картине «Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима» (1630) Рембрандт изобразил его старцем, погруженным в горькие раздумья о печальной судьбе древнего города, разрушенного вавилонянами.
Пророческое служение Иезекииля началось после того, как ему было явлено несколько видений в плену у вавилонян. Однажды он увидел трон Господа в окружении крылатых орла, человека, быка и орла. Эти животные стали впоследствии атрибутами евангелистов. В другой раз ему явилось видение поля, полного сухих костей. Бог покрыл их плотью и вдохнул в них жизнь, и стало их великое полчище. Это видение пророка трактовалось, как пророчество о воскресении мертвых на Страшном суде. Рафаэль на картине «Видение Иезекииля» (ок. 1518) изобразил над пророком Бога.
Вавилонский царь Навуходоносор и его сын Валтасар почитали пророка Даниила за его способность толковать сны и знамения. Во время грандиозного пира, на котором Валтасар и его гости пили вино из золотых кубков, взятых из Иерусалимского храма, в воздухе появилась рука и начертала на стене дворца: «Мене, мене, текел, упарсин». Эту сцену запечатлел Рембрандт на картине «Пир Валтасара» (ок. 1636-1638).
Для толкования пророчества был приглашен Даниил, предсказавший царю гибель, а царству — конец.
Однажды Даниилу было видение однорогого козла, сразившего барана. Архангел Гавриил объяснил это видение как предвестие будущей войны и порабощения. Рембрандт изобразил эту сцену на картине «Видение Даниила» (ок. 1650).
Одна из самых часто изображаемых сцен из жизни пророка — Даниил, брошенный в ров со львами но навету недоброжелателей. Когда Дарий увидел, что львы не причинили Даниилу вреда, он приказал освободить его и бросить ко львам его врагов. На картине Рубенса «Даниил в львином рве» (ок. 1615) пророк изображен воздающим хвалу Богу за свое спасение. По легенде, когда Даниил находился во рве со львами, пророк Аввакум приносил ему еду — постный суп. Ангел Господень, подняв Аввакума за волосы, перенес его в Вавилон и поставил надо рвом, в который ввергнут был Даниил. Берниии (1598-1680) посвятил этому сюжету скульптуру. Скульптура «Пророк Аввакум» (ок. 1429-1436) Донателло представляет его молящимся об освобождении своего народа.
Бог отправил пророка Иону в Ниневию предупредить его жителей, погрязших в грехе, о грозящей им гибели. Однако, испугавшись мести с их стороны, Иона отправился на корабле в другую сторону. Разгневанный непослушанием Ионы Бог наслал сильную бурю на море. Тогда моряки бросили Иону в море, и буря тотчас же закончилась. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и 61,1л Иона во чреве этого кита три дня и три ночи». Иона молился и раскаялся и был извергнут на сушу невредимым. История Ионы рассматривается как предвозвестие Воскресения Христа. Когда фарисеи потребовали от Христа дать им знамение, он ответил: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Микеланджело изобразил пророка Иону и кита над алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане.
Святого Иоанна Крестителя евангелисты называли последним из пророков, он единственный, чьи деяния описаны в Новом Завете. Однажды Иоанн Креститель присутствовал на пиру в честь царя Ирода. Падчерица царя Саломея исполнила танец, который так понравился всем присутствовавшим, что Ирод пообещал исполнить любое ее желание. Иродиада, мать Саломеи, подговорила ее попросить в качестве награды голову Иоанна Крестителя. Изображение танца Саломеи обычно занимает одно из центральных мест, как на фреске Фра Филинпо Липпи в соборе в городе Прато (середина XV века).

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *