Христианство. Откуда пришло?

христианство Христианская символика появилась в западноевропейском искусстве в ранние Средние века. Художники часто  изображали Семь Святых Таинств, к  которым относятся крещение, конфирмация, причащение, исповедь, брак,  соборование, рукоположение (священство). Триптих «Семь таинств» Рогира  ван дер Вейдена (ок. 1451-1553) —  редкое изображение таинств эпохи Возрождения, дошедшее до наших дней. Пуссен создал две серии картин под  названием «Семь таинств» (1644-1648), изобразив Иоанна Крестителя и Христа как традиционный символ таинства  крещения. Обряд конфирмации  ассоциировался с катакомбами, а рукоположение (посвящение в церковный сан) —  с Христом, передающим святому Петру ключи от Небес. Брак представляли в виде венчания Девы Марии и  Иосифа. Тайная вечеря отождествлялась с причащением, сцена омовения ног Христа Марией Магдалиной — с  исповедью.

 Служебник (богослужебная книга) — сборник текстов для литургий и молитв — иллюстрировали изображениями  Распятия, Христа во славе и сценами из его жизни. Часослов — сборник молитв для верующих — украшали  религиозными сценами, астрологическими картами, изображениями сельскохозяйственных работ и развлечений  аристократии. На картине «Анжелюс» (1859) Жана-Франсуа Милле изображены крестьяне, прервавшие свою  работу в поле для вечерней молитвы, к которой призывает звон колокола виднеющейся на горизонте церкви. Розарий — четки, а также молитва, которую читают, перебирая четки. Их можно увидеть на произведениях с изображением Девы Марии (например, «Мадонна с младенцем» Амброджо Бергоньоне) и святого Доминика, который ввел традицию их использования.

Крест с V века символизирует Распятие Христа и христианскую веру. Латинским называют крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причем поперечная находится выше середины вертикальной линии. Архиепископальный крест имеет две поперечные линии, пересекающие вертикальную, Папский — три. Греческий крест симметричен, его линии имеют равную длину, Андреевский представляет собой крест Х-образной формы. Распятие — образ Христа на кресте — символ христианства. В живописи можно увидеть изображения святых, раскаивающихся и отшельников, преклонивших колени перед Распятием.

 

Чаще всего перед Распятием изображали святых Франциска, Иеронима, Иоанна, Гилберта, Николая Толентинского, Евстафия (во время охоты он увидел оленя с Распятием между рогами) и святой Схоластики. На Распятии можно увидеть аббревиатуру IHS, происходящую от греческого написания имени Иисус. С 1424 года эта аббревиатура стала атрибутом святого Бернарда, полагавшего, что это сокращение от выражения «Iesus Hominum Salvator». Это сокращение также являестя эмблемой иезуитского ордена, который воспел Бачичча на фреске «Триумф имени Иисуса» (церковь Иль-Джезу, Рим, ок. 1685). За аббревиатурой INRI стоит выражение «Iesu Nazarenus Rex Iudaeorum» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский), сокращение CHI RHO восходит к первым двум буквам имени Христос по-гречески (Khristos).

Предметы культа имеют важное символическое значение и используются в определенных религиозных церемониях. Чаша (потир) используется во время обряда Евхаристии (причащения): «Взяв чашу… подал им: и пили из нее все». В сцене Евхаристии часто изображали святых или священнослужителей. Чаша со змеями — атрибут святого Иоанна Богослова. Во время обряда чаша ставилась на антиминс — шелковое напрестольное покрывало. Киворий — чаша куполообразной формы для хранения гостий (освященного хлеба, используемого в обряде причащения). Киворием также называют сень для алтаря (например, киворий Бернини, известный под названием «Балдахин святого Петра»). Богато украшенные реликварии служили хранилищем мощей святых Джентиле Беллини изобразил реликварии на картине «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан-Марко» (1496).

Спаситель Мира (Salvator Mundi) — иконографическое изображение Христа, держащего шар, как на картине Карпаччо (ок. 1510). Нимб — свечение вокруг головы святого. Обычно нимб имеет круглую форму, однако нимб Христа и Бога может быть треугольным — что означает Троицу. За головой Христа иногда изображали свечение в виде креста. Ореол — нимб более крупной формы — символ Бога, Христа и Богородицы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *