Картина «Наполеон I» Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867)
Энгр изобразил Наполеона сидящим на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей символ — орел — выткан на ковре, лежащем под ногами монарха. Знаки зодиака, изображенные на кайме ковра, подчеркивают роль Юпитера — небесного властителя. Император изображен со всеми регалиями -мечом Карла Великого и скипетром с рукой правосудия — и увенчан лавровым венком. Изображение статично и иконографично, поэтому современники решили, что художник уподобил Наполеона не только богу Юпитеру, но и Богу Отцу, изображенному Яном ван Эйком на Гентском алтаре (ок. 1432), который был привезен в Париж в числе других военных трофеев.
Неизвестно, была ли эта картина заказана императором или написана художником с целью получить его признание, но выставленное на Салоне полотно подверглось всеобщей критике. В вину художнику вменили отсутствие портретного сходства с императором, архаичный стиль изображения. По мнению зрителей, образ, представленный Энгром, не соответствовал представлениям о Наполеоне как народном императоре.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
НАПОЛЕОН I: В 1799 году, после Французской буржуазной революции, Наполеон получил верховную власть и установил во Франции военную диктатуру. Он провозгласил себя императором в 1804 году и в этом качестве пребывал до 1815 года. К 1810 году он завоевал большую часть Европы, но после поражения в войне с Россией 1812 года его империя стала неуклонно идти к закату. 18 июня 1815 года армия Наполеона была разгромлена в битве при Ватерлоо, после чего Наполеон был сослан на остров Святой Елены.
Наполеон приобретал произведения искусства, воспевающие его решительность, успехи и военные победы, а также прославлявшие его как властителя и императора. Учитель Энгра прославленный художник Жак-Луи Давид, работая над большим полотном «Коронование императора Наполеона Бонапарта» (1805-1807), использовал приемы, характерные для итальянского Ренессанса в сочетании с принципами стиля ампир, возникшего в эпоху правления Наполеона. Давид написал несколько картин, прославлявших императора, в том числе «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801), «Наполеон раздает армии орлов» (1810), «Наполеон в своем кабинете» (1812). Другим художником, воспевавшим императора, был Антуан-Жан Гро (1771-1835), который в основном изображал военные походы Наполеона. Он создал такие произведения, как «Наполеон возле больных чумой в Яффе» (1804) и полное драматизма полотно «Наполеон на поле сражения в Прейсипг-Эйлау» (1808).