Святые и мученики Поздней Церкви
В позднем Средневековье появилось много влиятельных монашеских орденов. Их основателей и наиболее преданных вере монахов часто изображали в произведениях искусства.
Святой Бернар Клервоский (ок. 1090-1153) реформировал Цистерцианский орден, основанный двумя монахами- бенедиктинцами в 1098 году, который благодаря его подвижничеству приобрел популярность и стал одним из крупнейших монашеских орденов. В 1115 году он основал монастырь в Клерво, в Восточной Франции, где стал аббатом. Бернар Клервоский выступал против роскоши и богатства клира, ругал римскую курию. Обладавший огромным авторитетом, он оказывал влияние на королей Франции и Англии. Художников конца XV века Филиппино Липпи и Перуджино привлекло видение Богоматери, явившееся Бернару Клервоскому. Они изобразили его молодым монахом с тонзурой, в белой рясе его монашеского ордена, стоящим у аналоя, но смотрящим вверх. Амброджо Бергоньоне представил св. Бернара с лежащим у его ног драконом, закованным в цени, — символом победы над ересью.
Святой Доминик (ок. 1170-1221) стал основателем Доминиканского ордена. Его изображали в черно-белой рясе доминиканского монаха на алтарях в капеллах, посвященных этому ордену. Он может держать лилии — символ чистоты — или четки, которые, по легенде, он получил во время явления ему Девы Марии. Символом ордена доминиканцев является черно-белая собака, которая метафорически отражает назначение ордена — бороться с ересью и просвещать мир с помощью проповеди. Вот почему доминиканцев называли «Псы Господни» (Domini Canes). Андреа да Фиренце (Бонайути) на фреске (ок. 1365) в Испанской капелле церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции изобразил черно-белых собак, отправленных св. Домиником на охоту за волками, что в иносказательной форме представляет деятельность доминиканцев, обращакпцих в христианство неверующих.
Святой Франциск Ассизский (ок. 1181-1226) происходил из семьи богатого купца. До двадцати лет он вел беззаботный, разгульный образ жизни, участвовал в военных конфликтах. Но после перенесенной тяжелой болезни он решил посвятить себя Богу, стал раздавать деньги бедным, заботиться о страждущих, исцелять больных. В 1224 году после пережитого видения у него возникли стигматы — следы от пяти pan, полученных Христом, навсегда оставшиеся на его руках и ногах. Франциск отличался необыкновенным состраданием и любовью к людям и животным. Широко известна история о том, как он обращался с наставлениями к птицам. Св. Франциска изображали с тонзурой в коричневой рясе ордена францисканцев, подпоясанной веревкой с тремя узлами — символом трех обетов: бедности, целомудрия и послушания. Его также представляли босоногим, держащим лилию, символ чистоты, или показывающим свои стигматы. Фраисиско де Сурбаран изобразил его в момент молитвы с черепом в руке (ок. 1630-1632).
Святая Клара Ассизская (ок. 1193-1253) была горячей последовательницей св. Франциска. Происходившая из богатой, знатной семьи, Клара отказалась от замужества и бежала из дома. Она встретилась с Франциском Ассизским, чтобы получить его благословение и приняла решение присоединиться к монахиням-бенедиктинкам. Впоследствии за пей последовали ее сестра и овдовевшая мать, вместе с которыми в 1212 году она основала новый орден, названный ее именем — Клариссы. Через тридцать лет после смерти святой сцены из ее жизни были изображены на стенах церкви Санта-Кьяра в Ассизи, где она предстает в серой рясе. Ее атрибутом считается лилия — символ девственности — и дарохранительница. Согласно легенде, когда возглавляемая ею обитель оказалась под угрозой разграбления, она вынесла дарохранительницу за ворота, и опасность миновала.
Фреска «Святой Франциск, читающий проповедь птицам » (фрагмент, 1296-1297) является частью цикла «Легенда о Святом Франциске », состоящего из двадцати восьми изображений, написанных Джотто и его учениками в церкви Сан-Франческо в Ассизи
Святой Петр Мученик (Веронский) (1205-1252) слышал проповеди св. Доминика, впоследствии присоединился к ордену доминиканцев и сам стал выдающимся проповедником.
Он был ревностным католиком, являясь папским инквизитором в Комо и Милане, боролся с еретиками. Во время путешествия из Комо в Милан1 он был убит одним из сопровождавших его монахов. Эту сцену изобразил Джованни Беллини на картине «Убийство св. Петра». Монах, совершивший злодеяние, впоследствии раскаялся и строго соблюдал устав Доминиканского ордена. Св. Петр почитается как один из самых влиятельных доминиканских монахов и изображался в черно-белой рясе ордена, часто с открытой раной головы или кинжалом, вонзенным в его череп. Таким его представил Чима да Конельяно на картине «Св. Петр Мученик со св. Николаем, св. Бенедиктом и ангелом» (ок. 1504).
Святой Бонавентура (ок. 1221-1274) — теолог и схоласт — учил и проповедовал в Париже. Он вступил во францисканский орден и в 1257 году возглавил его. В 1273 году он стал кардиналом и епископом Альбано, но продолжал вести скромный образ жизни. Он оставил много сочинений, в частности написал биографию св. Франциска. В 1629 году Сурбаран закончил цикл картин, посвященных жизни святого, среди которых «Посещение святого Бонавентура Фомой Аквинским» и «Святой Бонавентура на Лионском соборе». Чаще всего его изображали в рясе францисканцев за чтением или в облачении епископа.
Святой Фома Аквинский (ок. 1225-1274) — один из великих учителей средневековой Церкви, авторитетнейший религиозный философ. Знатная семья Фомы была против его решения посвятить себя монашеской жизни. Он присоединился к Доминиканскому орден) ок. 1244 года, изучал теологию в Париже и Кельне, после чего преподавал в Париже и городах Италии и писал труды. Его трактат «Сумма теологии» (1266-1273) стал основой католической доктрины. Значение Фомы Аквинского как великого богослова подтверждает его изображение в Испанской капелле главной доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, расписанной Андреа да Фиренце (середина XTV века). Его было принято изображать в одеянии доминиканского монаха, с книгами, звездой на груди или лилией. Диего Веласкес на картине «Искушение святого Фомы Аквинского» (ок. 1631) представил его у горящего камина поддерживаемым ангелами, что намекает на эпизод из его жизни, когда он отгонял соблазнявшую его женщину с помощью огня.
Святой Игнатий Лойола (1491-1556) — основатель ордена иезуитов (Общества Иисуса). Он учился в университете в Париже, где вдохновил семерых товарищей на миссионерскую деятельность в мусульманских странах. Со временем орден иезуитов разросся. Эмблемой ордена является Святое Сердце с терновым венцом и буквами IHS (первые три буквы имени Христа на греческом языке). Игнатия Лойолу изображали в черной рясе, иногда в квадратной шапочке, в образе миссионера, ученого или чудотворца.
Святая Тереза Авильская (1515-1582) реформировала Кармелитский орден, создав ответвление «Босоногие кармелитки». Терезу посещали мистические видения, которые она записывала. В одном из них явившийся ей ангел пронзил ее сердце огненным копьем5. Этот мистический опыт Терезы запечатлел Лоренцо Бернини в скульптурной композиции «Экстаз святой Терезы» (1645-1652), которая находится в капелле Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме.
«Убийство Св. Петра» Джованни Беллини (фрагмент, 1509)