Архитектура, театр и музыка
Художников всех эпох вдохновляли архитектурные сооружения, театральное искусство и музыка. Символическое значение архитектурных сооружений или деталей в живописи может меняться в зависимости от контекста и принятого в то время стиля. Во фламандской живописи XV века можно увидеть изображение нефа храма, выдержанного в романском стиле, а его восточного придела — в готическом. Яркий свет освещает его сквозь узкие высокие окна, что символизирует рождение Христа и нового архитектурного стиля. Капители колонн рядом с Христом могут быть покрыты резьбой с изображением сцены Грехопадения, что напоминает об искупительной роли Христа. Джотто в капелле дель Арена (капелла Скровеньи) в Падуе в нижнем ярусе изобразил аллегории Добродетелей и Пороков напротив друг друга — Добродетели внутри готических арок, Пороки — в романских. Руины зданий можно увидеть на картинах с изображением сцены Поклонения волхвов и Рождества, как символ разрушения старого и появления нового с рождением Христа. Богато украшенные резьбой архитектурные элементы на произведениях с изображением Страстей Христовых подчеркивают статус и богатство мучителей Христа (в особенности Пилата), контрастирующие с бедностью Христа и апостолов.
Во Флоренции в эпоху Ренессанса отказались от готики и вернулись к античным образцам архитектуры. В Риме увлечение классической архитектурой привело к созданию произведений, навеянных великими творениями зодчих античности, что подтверждают эскизы для гобеленов Рафаэля «Святой Павел, проповедующий в Афинах» (1515) и «Ослепление Элима» (ок. 1515).
Во Флоренции в эпоху Раннего Возрождения главными заказчиками создания и установления в городе памятников являлись гильдии. Они заказали скульпторам статуи своих покровителей для ниш церкви Орсанмикеле, в храме флорентийских гильдий. Среди них святые 1еоргий, Лука, Марк, Матфей — покровители гильдий оружейников, юристов, ткачей и банкиров. Святого Иоанна Крестителя своим патроном считали портные, он также является покровителем самой Флоренции.
Некоторые архитектурные детали имеют особое значение в живописи. К примеру, фонтан может символизировать источник вечной жизни, как на алтаре Яна ван Эйка «Поклонение агнцу». Он также может ассоциироваться с очищением, что восходит к легенде о единороге. В XV веке была популярна легенда о фонтане молодости, согласно которой пожилой человек мог снова стать молодым, выпив из него воды. Знаменитый фонтан Четырех рек (1648) Лоренцо Бернини украшен аллегорическими скульптурами Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы, представляющими континенты.
Колонна может символизировать силу, и обычно изображалась на доспехах и с аллегорией стойкости. Императоры Траян и Марк Аврелий возвели в Риме колонны, покрытые резными изображениями их военных побед. На колоннах также можно увидеть сцены из Ветхого Завета: Самсон, ломающий колонну, поддерживающую здание, под руинами которого погибают враги. Христа в сцене бичевания также изображали рядом с колонной. Спиральные колонны из дворца царя Соломона получили название «соломоновых». Изображение различных архитектурных ордеров также неслучайно. Дорический ордер отличает простота и сдержанность, в эпоху античности он считался «мужским» ордером. Капитель в виде двух спиралевидных завитков (волют) -признак колонн Ионического ордера, более утонченного, «женского». Коринфский ордер — самый роскошный и утонченный из ордеров. Для него характерны изящные каннелированные колонны, завершающиеся капителью из стилизованных листьев аканта. Изображения античных зданий на живописных произведениях более позднего периода могут свидетельствовать о ностальгическом настроении. Их появление на портретах XVIII века намекает на то, что изображенный человек совершил гранд-тур — путешествие по городам, связанным с античной историей и культурой, которое было принято предпринимать по окончании университета. Всевозможные архитектурные элементы часто служили в качестве украшения, в то время как аллюзии на театральные произведения раскрывали самую суть произведения. На основе традиционных итальянских площадных представлений сформировалась комедия дель арте (commedia deHarte) -комические спектакли в стиле импровизации с актерами в масках — популярный в XVI-XVIII веках жанр.
На «Благовещении». Фра Анжелико изобразил коринфские колонны.
Он вдохновил многих европейских драматургов и мастеров пантомимы, а также художников, в том числе Доменико Тьеполо (1727-1804) и Ватто (1684-1721). Представления в стиле комедии дель арте — синтез акробатики, пантомимы и танца с импровизацией. Актеры, исполнявшие заглавные роли, носили полумаски. Характер героя передавали жесты, речь и костюм, что позволяло быстро его идентифицировать. Сценарий представлял собой краткое изложение сюжета, большая роль отводилась импровизации с элементами злободневной сатиры. Содержание представлений было понятно всем слоям общества, большинство сюжетов основывалось на любовных историях или путанице, создаваемой коварными или глупыми слугами (дзанни). Основные персонажи комедии дель арте: Капитан (Скарамуш), хвастающийся своими военными победами; Доктор в преклонных летах, мнящий себя мудрецом, но в действительности болтун; честный, но забавный Панталоне, купец, носящий широкие свободные панталоны; вздорный глупый Пульчинелла, имеющий много общего с Панчем, персонажем английского кукольного театра; наивный Арлекин; служанка Коломбина.
Маска в комедию дель арте пришла из античного театра, в котором использовались трагические и комические маски. Маска — атрибут музы комедии Талии и музы трагедии Мельпомены. Маски также были атрибутом аллегории Лжи.