Короткая биография — ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452-1519)
Леонардо да Винчи, наикрупнейшая фигура итальянского Высочайшего Возрождения – красивый пример универсального человека, носителя многозначного таланта: он был не только лишь величавым представителем искусства — живописцем, архитектором, музыкантом, писателем, да и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он недалеко от Флоренции, в маленьком городе Винчи (отсюда его имя). Леонардо был отпрыском богатого нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет папой. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, но общественная жизнь не казалась тому увлекательной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и доктора.
Вроде бы там ни было, после переезда их с папой во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, 1-го из более узнаваемых флорентийских живописцев того периода. Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена предполагали технические опыты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрологом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи сурового энтузиазма к разным наукам. Понятно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии живописцев, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через пару лет (в 1476 либо 1478 г.) у да Винчи возникает собственная мастерская. Практически с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о для себя как величавый живописец, а предстоящее творчество только увеличивало его славу.
С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у барона Людовика Сфорца в качестве живописца, архитектора, военного инженера, организатора празднеств, изобретателя различных механических «чудес», которые прославили его владельца. Да Винчи интенсивно работает над своими проектами в различных сферах (к примеру, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), но Сфорца не проявляет к ним никакого энтузиазма. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до того времени, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г. его берет к для себя на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.
В 1503 г. живописец возвратился во Флоренцию. К этому году (приблизительно) принято относить написание, пожалуй, самой известной его картины — «Мона Лиза» («Джоконда»). В протяжении 1506-1513 гг. да Винчи опять живет и работает в Милане, сейчас он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.
Завершающий шаг биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого царского художника, конструктора и инженера, стал получателем большой ренты. Работая над планом монарших апартаментов, приемущественно, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года после приезда во Францию он серьезно захворал, ему было трудно передвигаться одному, правая рука онемела, и в будущем году он стопроцентно слег. 2 мая 1519 г. величавый «универсальный человек», окруженный учениками, погиб; похоронили его в расположенном недалеко царском замке Амбуаз.
Кроме произведений, являющихся признанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных меж собой рисунков, листов с записями, которые были после погибели мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о миропонимании Леонардо да Винчи. Ему принадлежит награда бессчетных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, арифметики, внесших значимый вклад в развитие наук и инженерной мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением эталона итальянского Ренессанса и следующими поколениями воспринимался как типичный знак творческих устремлений, присущих тому времени.