Короткая биография — СЮНЬЦЗЫ (ок. 313 — ок. 238 до н. э.)

Сюньцзы (есть и такие варианты имени, как Сюнь Куан и Сюнь Цин) — древнекитайский философ, мыслитель, последователь конфуцианской традиции. Некие исследователи сопоставляют значение его наследства для китайской культуры с ролью учения Аристотеля для западной цивилизации.
Понятно, что родился Сюньцзы около 313 г. до н. э., был уроженцем королевства Чжао, относившегося к Срединным королевствам Китая. С юных лет зарекомендовал себя видным полемистом. Предпринял многократные поездки к правителям стран Чу, Ци и Цинь. Много раз наносил визит в известную философскую академию Цзися, находившуюся в Линьцзы, главном городке королевства Ци. Около 263 г. до н. э. он стал главой этой академии, но недоброжелатели сплели вокруг его имени сеть интриг и инсинуации, в итоге чего Сюньцзы лишился должности.
Сохранились сведения, что он возглавлял научное общество и был принципиальным сановником в королевстве Ци. В 255 г. до н. э. состоялся его переезд в королевство Чу. Тут ему достался титул министра-советника и место правителя уезда Ланьлин. Считается, что конкретно в этот период биографии Сюньцзы начал писать трактат, носивший программный нрав и получивший известность как «Сюнь-цзы». Заглавие этой книжки является самым всераспространенным и принадлежит танскому комментатору Ян Ляну, в редакции которого и сохранилось до наших дней философское сочинение. Современная версия этого трактата представляет собой 32 главы, из которых 21 с высочайшей степенью вероятности принадлежит конкретно ему. 5 глав, как считают исследователи, были написаны с его ролью, а еще 6 добавлены после погибели философа.
В его базе лежат постулаты конфуцианского учения, но Сюньцзы занес в него дополнения. Со характерным ему антропологическим миниатюризмом философ утверждал, что от рождения человек получает склонность к похоти либо к полезности, имеет «злую природу», и только культура и воспитание способны одолеть в нем «низкое» природное начало. В области социальной политики Сюньцзы отстаивал необходимость сохранения иерархии и ее неприкосновенность, также потребность общества во власти просвещенного правителя. Эта теория легла в базу гос идеологии правительского Китая.
В 238 г. до н. э. философа выслали в отставку, после этого он удалился от публичной жизни, вел уединенный стиль жизни и, как свидетельствуют источники, притворился безумным в стремлении стать «совершенномудрым». Его навещали только возлюбленные ученики. Скончался он в королевстве Чу, и вышло это после 238 г. до н. э., более четкая дата неведома.

Читать афоризмы и высказывания Сюньцзы

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.