Короткая биография — ВАСИЛИЙ Величавый (329-378)
Родиной Василия Величавого – 1-го из отцов христианской церкви, святителя, Вселенского учителя, архиепископа, известного богослова – была Кесария Каппадокийская, потому его еще именуют Василием Кесарийским. Появился на свет примерно в 330 г. Оба родителя принадлежали к знатным и очень безбедным родам, но семейство его славилось не только лишь этим, да и выдающимися возможностями, ревностным отношением к христианству. Броско, что из 10 родившихся в этой семье деток половина была причислена к лику святых совместно со собственной мамой прав. Емилией.
Образование Василий получил потрясающее: поначалу на родине, позже 18-летним юношей он приехал в Константинополь, где изучал разные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, арифметику. Понятно, что он был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его зания в философии и других областях существенно углубились после пребывания в течение пары лет в Афинах.
Некое время после возвращения на родину, в Кесарию, Василий занимался делами чисто светского нрава, но под воздействием сестры Макрины его энтузиазм к духовной жизни все более рос, превращаясь в понимание призвания. Его стиль жизни стал более аскетичным; совместно с группой единомышленников он уехал на семейные земли в Понте, подальше от городка с его суетой и соблазнами. После принятия крещения его предназначили в чтецы. Есть в его биографии и таковой факт, как путешествие в Египет через Палестину и Сирию, в которое он отправился в 357 г. Там он ездил по монастырям, наносил визиты известным отшельникам, интенсивно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.
Возвратившись на родину, Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых он своими руками написал утомившись. Его рукоположили в пресвитеры, позже он стал епископом, а 370 г. его выбрали архиепископом Кесарии.
Деятельностью на поприще служения богу он снискал для себя всеобщее почтение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был воистину велик. Он строго смотрел за тем, чтоб каноны не нарушались, чтоб в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только лишь два монастыря, да и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку — активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения богу и людям. Стиль жизни его был очень серьезным, аскетичным, а сила молитвы — величавой. Владея сверхъестественной прозорливостью, Василий Величавый мог отмаливать даже самые томные грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; стяжал он и дар сотворения чудес.
Трудно переоценить его вклад в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследство содержит в себе книжки в защиту православной веры (к примеру, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии воспользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не растеряла актуальности до сего времени. И до настоящего времени в церквях служится т.н. литургия Василия Величавого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается конкретно этому известному богослову.
Жизнь 1-го из отцов церкви было броской, насыщенной, но недолгой. Будучи сорокалетним мужиком, в письмах он гласил о для себя как о старике. Грозный аскетический стиль жизни нанес его здоровью суровый вред, и сердечко известного богослова тормознуло 1 января 378 г., а скоро его имя пополнило сонм православных святых.