«Уроки французского» читательский дневник кратко
Советский писатель Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» поднимает один из самых главных нравственных вопросов человечества: «А стоит ли быть добрым, если это сулит тебе неприятности?». Именно через образ учительницы главного героя раскрывается главная авторская мысль, что стоит проявлять доброту даже тогда, когда ее не поймут и не оценят окружающие. Читательский дневник тоже сделает доброе дело: познакомит вас с произведением, которое однозначно стоит прочитать каждому!
Главное о произведении
Начать ознакомление лучше всего с базовых сведений о книге:
- Полное название: «Уроки французского»
- Автор: Валентин Григорьевич Распутин
- Дата создания: 1973 год
- Жанр: рассказ
- Главная мысль: Доброта и человечность — вот главные уроки, которые важно усвоить в жизни.
- Новые для меня слова: райцентр (административное земельное деление в СССР), квартировать (жить), полуторка (газель, машина в колхозе), башковитый (умный), облигации (здесь: лотерейные билеты), колхоз (объединенное деревенское хозяйство, где работали все крестьяне), подсаживал зубы на полку (голодал).
Кратчайшее содержание
Сюжет произведения рассказывает о мальчике, приехавшим из деревни учиться в школу районного центра, то есть в еще невиданную городскую среду. Это были послевоенные годы, когда страна еще не восстановилась, а потому голод и дефицит губили деревенских людей. Герой был терпелив и закален тяжелой сельской жизнью, и все же он был ребенком, страдающим от малокровия. А продукты, которые ему присылала мама, исчезали в большой семье той женщины, которая приютила чужого ребенка у себя, но сама нуждалась в помощи. Поэтому школьник стал играть в азартные игры, чтобы купить на выигрыш такую простую, но необходимую вещь, как молоко. Он играл в компании городских мальчишек, имеющих копейку в кармане. И вскоре наловчился выигрывать, хотя бы по рублю в день. Но регулярные выигрыши привели к тому, что ребенка просто избили.
Однажды в школу он пришел с синяком под глазом и ссадиной, учительница французского языка, Лидия Михайловна, которая заприметила способного к обучению мальчика, попросила остаться после уроков. С тех пор женщина взяла его под свое крыло, она регулярно занималась с ним иностранным языком у себя дома, хотя заморские словечки никак не хотели мелодично звучать из уст героя. Узнав всю правду о заработке мальчика, она не отругала его, даже поделилась, что в детстве тоже таким промышляла. Это внушило доверие ученику, который «замирая от страха» ждал окончание уроков.
Доброту от Лидии Михайловны ученик напрямую не принимал, потому что был горд. Чтобы помочь этому голодному и бедному ребенку, учительница пошла на хитрости. Стала с ним играть на деньги в пристенок, чтобы герой чувствовал, что не просто так эти копейки получил, он их выиграл. Только так можно было его накормить и обеспечить хоть немного. Но об этих играх узнал директор и застал учительницу на месте преступления. Она честно призналась в том, что организовала игру, взяла всю вину на себя. После увольнения Лидия Михайловна вернулась на Кубань, но и оттуда продолжала поддерживать своего ученика. Она прислала ему посылку с кубанскими яблоками, которых ребенок никогда до этого не видел.
Главные герои
Главные герои рассказа «Уроки французского» представлены в перечне:
- Главный герой. Мальчик, чьё имя не указано в тексте, является главным героем рассказа. Он мечтает учиться, несмотря на трудные жизненные условия. Он решительный, стойкий и готов к любым испытаниям ради знаний. В его жизни появляется молодая учительница французского языка, которая становится важной фигурой для него.
- Лидия Михайловна. Молодая учительница французского языка, которая искренне заботится о своих учениках и особенно о главном герое. Она понимает трудности, с которыми сталкивается мальчик, и стремится помочь ему, используя нестандартные методы. Её действия продиктованы добротой и стремлением помочь, даже если они иногда могут показаться неуместными с точки зрения правил.
- Мать мальчика. Заботливая и трудолюбивая женщина, которая делает всё возможное, чтобы обеспечить своему сыну лучшее будущее. Она поддерживает его стремление к учёбе, несмотря на все трудности, с которыми они сталкиваются в жизни.
- Директор школы — человек, который формально и строго относится к своим обязанностям. Он не понимает действий учительницы и сразу принимает решение, которое соответствует его положению и долгу.
План книги
Сюжет раскрывает главные темы рассказа, такие как сострадание, искренность и сила воли в преодолении жизненных трудностей:
- Описание главного героя – деревенского мальчика, который приехал учиться в районную школу.
- Обозначение его трудного положения: голод, одиночество, сложные бытовые условия.
- Появление учительницы Лидии Михайловны, которая проявляет интерес к мальчику.
- Главный герой начинает играть с другими ребятами в «чику» (игра на деньги), чтобы заработать на пропитание.
- Лидия Михайловна узнает об этом и решает помочь мальчику необычным способом.
- Учительница приглашает мальчика к себе домой на дополнительные занятия по французскому языку.
- В процессе этих уроков Лидия Михайловна предлагает мальчику играть в «пристенок» на деньги, чтобы помочь ему, не унижая его достоинства.
- Директор школы узнаёт о «уроках» Лидии Михайловны и её нестандартных методах помощи ученику.
- Учительницу вынуждают покинуть школу из-за её действий.
- Главный герой вспоминает Лидию Михайловну спустя годы, осознавая её искренность и доброту.
Проверить свои знания можно с помощью викторины.
Чему учит?
В своем поведении, выходящем за рамки преподавательской этики, Лидия Михайловна проявила главное человеческое качество — доброту. Она не бросила в беде своего ученика, хотя вполне могла отвести глаза в сторону. Рассказ «Уроки французского» заставляет задуматься о том, как важно в любой роли вести себя по-человечески и ставить отзывчивость выше личного блага.
Лидия Михайловна долго боролось с диковатостью и недоверием ученика, и все же нашла к нему подход, не ущемив при этом гордость мальчика. Это называется добрым поступком: ничего не ждать в ответ, а действовать из чистых побуждений сделать жизнь этого мальчика лучше. И пусть после того, как об этих «занятиях» французского языка с учеником узнал директор , учительницу попросили покинуть школу, Лидия Михайловна не расстроилась. Ведь она дала самый важный урок в жизни мальчика — урок доброты. Герой впервые почувствовал это бескорыстное чувство по отношению к себе, и понял, как важно проявлять его по отношению к другим. Именно так мир становится лучше, когда люди не только доверяют друг другу, но и сочувствуют чужой беде и хотят помочь. Такова мораль произведения.
Пословицы и поговорки
Вот 5 пословиц, которые подходят к рассказу «Уроки французского», с пояснением выбора:
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» Эта пословица подчеркивает ценность человеческих отношений и дружбы над материальными благами. В рассказе Лидия Михайловна помогает главному герою не деньгами напрямую, а через дружбу и заботу, что оказывает гораздо более сильное влияние на его жизнь.
- «Доброе слово лечит, а злое калечит.» Лидия Михайловна поддерживает мальчика добрым отношением, что помогает ему преодолеть трудности. Её добрые слова и поступки помогают мальчику почувствовать себя важным и значимым, что становится для него моральной поддержкой в трудный период жизни.
- «Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.» Эта пословица символизирует неизбежность раскрытия правды. В рассказе, несмотря на попытки Лидии Михайловны скрыть свою помощь мальчику через игру на деньги, правда выходит наружу, и её действия становятся известны.
- «Ученье — свет, а неученье — тьма.» Главный герой рассказа стремится к учёбе, несмотря на тяжёлые жизненные условия, и Лидия Михайловна помогает ему в этом, показывая важность образования и знаний для будущего.
- «Не так страшен черт, как его малюют.» Эта пословица подчеркивает, что страхи и опасения часто преувеличены. Мальчик боялся наказания за игру на деньги и осуждения за свою бедность, но встреча с Лидией Михайловной показывает ему, что доброе отношение может изменить ситуацию к лучшему.
Отзыв
Недавно я прочитал рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», и он меня очень тронул. История о мальчике, который, несмотря на все трудности, старается учиться, показывает, насколько важны стремление к знаниям и поддержка взрослых.
Больше всего мне понравился образ Лидии Михайловны, его учительницы. Она оказалась не просто учителем, а настоящим другом, который понимал, как ему тяжело, и помогала так, чтобы не задеть его гордость. Этот рассказ учит, что иногда помощь приходит оттуда, откуда не ожидаешь, и что важно быть добрым и заботливым к другим людям. Мне кажется, что благодаря таким учителям, как Лидия Михайловна, ученики могут преодолевать любые трудности и становиться лучше. Мое мнение о книге подтверждается биографией автора: ему отзывчивая учительница помогла закончить школу и построить карьеру в городе. Этот рассказ во многом автобиографичен.
Мое отношение к поступку директора вовсе не плохое. Он должен был отреагировать так, а не иначе, ведь это его долг. Он не знал всех обстоятельств и не имел права допустить, чтобы в школе происходили подобные события. На его месте многие поступили бы также и были по-своему правы. Однако его пример заставляет задуматься о том, правильно ли мы трактуем свой долг? Не упускаем ли мы нечто важное? Эта книга побуждает и детей, и взрослых к раздумьям о своей жизни, поэтому ее смело можно рекомендовать всем, кто хочет развиваться и становиться лучше.