Загадки про местоимения
Загадки про местоимения — это не просто игра слов, а увлекательный способ оживить грамматику и превратить скучные правила в загадочный квест. Они помогают ученикам не только запомнить, какие местоимения бывают и как они изменяются, но и почувствовать их в действии — в контексте, в образах, в живой речи. В такой форме изучение языка становится исследованием, где каждое «я», «ты», «он» или «кто-то» обретает характер, эмоцию и сюжет. Через загадки школьники учатся не механически подставлять местоимения в предложения, а играть с ними, понимать их тонкости и роль в построении мысли.
Он не имя, не предмет,
Но без него и фразы нет.
Вместо слов: «собака», «дверь» —
Он проскочит, словно зверь.
«Я», «ты», «он» — всё обо мне,
В разговоре, как во сне.
Я себя так называю —
Что за вид, ответ я знаю!
«Кто пришёл?» — я задаю,
Я в вопросе проплыву.
Слово ясное, простое,
Уточняю: «Кто такое?»
«Никто», «никак» и «ничего» —
В этом смысла — ничего!
Отрицает всё вокруг —
Что за вид, скажи, мой друг?
Если говорю я: «Мой»,
Ты ответишь: «Твой, постой!»
Вещь к себе я привяжу —
Что за вид — тебе скажу.
«Кто-то», «что-то», «где-то там»,
Без конкретики — обман.
Слово смутное звучит —
Подскажи-ка, что за вид?
«Этот», «тот» — я укажу,
По тебе рукой вожу.
Вот стоит, не прячется —
Кем же он окажется?
«Себя» — я говорю про «я»,
Но при этом — не шутя.
Скромно роль я исполняю —
На себя лишь намекаю.
«Чей дом?», «Какой из них?» —
Я в вопросах, я без них.
Я свяжу и два куска —
Что за вид? Тянись, рука!
«Каждый», «любой», «весь» и «сам» —
Чёткий смысл несу я вам.
Уточняю и размер,
Кто же я? Ответь теперь!
«Мы пришли», «они ушли»,
Про кого — узнаешь ли?
Я, ты, он — все вместе мы,
Что за группа? Назови.
«Никакой и никому,
Ни о чём и ничему!»
Он не скажет, кто и что,
Отрицает — всё не то.
«Кто-либо», «некто», «что-то вдруг»,
Я скрываюсь, как паук.
Заменяю всех подряд,
В планах мне никто не рад!
«Себя люблю, себя хвалю»,
Себя собой назвать велю.
Про себя я речь веду —
Только сам я тут иду.
«Тот», «такой», «вот этот», «всякий» —
Пальцем тычут без оглядки.
Покажу — и ты поймёшь,
О ком речь идёт, найдёшь.
«Твой», «мой», «её», «их дом»,
Я — владение при том.
Всё, что вам принадлежит,
Этот вид о том кричит.
«Кто идёт?», «Где он живёт?»,
Кто в вопросе проплывёт?
Не скажет точно, кто такой —
Но вопрос звучит рекой.
Если «я» сказал ты мне,
Про «себя» пиши вдвойне.
Ни к чему другое имя —
Вид один, да не со всеми.
«Ничего», «никем», «никто» —
Слово — будто в пустоте.
Ни о чём и ни при чём —
Как мы вид такой зовём…
«Тот учитель», «эта книга» —
Не скажу тебе интригу.
Указал — и стало ясно,
Что за вид? Ну, очень классный!
«Никакой», «ничей» и «никуда» —
Пустота — вот так всегда.
Отрицает — и молчит,
Вот такой вот странный вид.
«Кто-то шёл», «что-то нашёл»,
«Где-то в чаще гром прошёл».
Тень вокруг — неясный след,
Что за вид даёт нам свет?
«Тот», «эта», «вот такой» —
Жест идёт за мной рукой.
Я укажу тебе предмет —
Что за вид? Ответа нет?
«Себя» в ответе не зовёт,
Но в предложение идёт.
Без имени, но говорит:
«Я — такой!» — и вновь молчит.
«Все», «каждый», «весь», «любой» —
Смысл несут они гурьбой.
Всех опишут без труда —
Что за вид? Скажи тогда.
Он «ничто» и он «никто»,
Он в тенях и ни при чём.
Все отрицает, всё стирает —
Что за вид так поступает?
«Чья тетрадь?» — задал вопрос.
«Какой урок?» — спрошу всерьёз.
Я соединяю смысл в ряд —
Вкладу моему ты очень рад.
«Мой портфель», «её варенье»,
Собственность — моё стремленье.
Этот вид всё забирает,
Кто кого обозначает?
«Где-то он» и «что-то там»,
Я не знаю, но не сдам.
Слово — тень, но есть звучанье —
Вид какой, без указаний?
«Это», «тот», «такой», «вон там» —
Покажи — и будет нам.
Все наводки — не беда,
Этот вид ведёт туда.
Автор: Никита Алёкин