«Растрепанный воробей» читательский дневник кратко

«Растрепанный воробей» — детская сказка К.Г. Паустовского, которая часто изучается в начальных классах школы и учит юных читателей базовым этическим принципам.

Главное о произведении

Эта история о том, что когда можешь помочь – помоги, и когда тебе понадобится помощь – тебя тоже не оставят одного. 

  • Полное название: «Растрепанный воробей»
  • Автор: Константин Георгиевич Паустовский
  • Дата создания: Впервые напечатана в журнале «Огонек» №27-28, 1948 год
  • Жанр: Бытовая сказка про животных (птиц) и людей
  • Главная мысль: Доброта и забота всегда нужны всем. 
  • Новые для меня слова: Наковальня – оборудование кузнеца для создания изделий. На нее кладут металлическое раскаленное изделие и бьют по нему молотком для придания формы. Базар – синоним к слову «рынок» — большая открытая площадь с прилавками для продажи. Беспризорник – несовершеннолетний, оставленный без присмотра взрослых, проживающий на улице. Капельдинер – служащий театра, в обязанности которого входит проверка билетов, продажа программок, соблюдение тишины и порядка в зале.  

Кратчайшее содержание

Вечер. Зима. Девочка Маша смотрит в окно. Няня спит. Маша думает о маме, которой скоро предстоит танцевать главную партию на премьере «Золушки» и вспоминает ее рассказ про брошь, подаренную папой. Это красивейший стеклянный букет, который настолько хрупкий, что его даже трогать запретили. Папа просил маму быть на премьере в этой броши в знак их любви. «Букет» лежит на столе, и им можно только любоваться. 

Маша открывает окно, потому что ей интересно, как ворона, ворующая у них всякую еду, пролезает в окно. Ворона залетает и крадет мамину брошь. 

Все ворованное ворона притаскивает в заброшенный ларек, где обосновалась. Однажды туда залетел воробей Пашка, и у них случилась битва, в которой Пашка проиграл. Когда он раненый лежал на снегу, его подобрал милиционер, положил в теплую варежку и, встретив в парке девочку, предложил ей позаботиться о воробье. Она согласилась. Это была Маша. 

Приходя в себя, воробей увидел очередной вечерний вороний набег и признал в вороне своего врага. С того дня в знак благодарности он ежедневно возвращал награбленное из ларька обратно Маше. 

А после услышанного про украденную брошь, премьеру, маму, воробей Пашка попросил своего деда Чичкина собрать все воробьиное войско, и они полетели в ларек вырывать брошь из цепких лап наглой вороны. Бой развернулся не на шутку. Даже милиционер, услышав шум, поторопился спасать птичий люд. Найдя брошь, Пашка стремглав полетел в театр и под финальные аплодисменты положил в руку Золушке стеклянный букет. На маминых глазах навернулись слезы счастья, и даже когда поздно вечером все уже спали, она смотрела в окно и не верила до конца, что это чудо случилось с ней. 

Главные герои

Вспомним, какими были главные герои сказки «Растрепанный воробей»:

  • Маша – девочка, которая помогла воробью.
  • Воробей Пашка – воробей, которого после схватки с вороной и спасения милиционера взяла себе Маша. И в ответ на такой поступок он помог девочке.
  • Ворона — хитрая и жадная птица.
  • Чичкин – воробей, дед воробья Пашки, который собрал воробьев для нападения на вороний ларек. 
  • Петровна – няня Маши.
  • Мама Маши – балерина театра, владелица броши в виде хрустального букета. 
  • Милиционер – нашел раненого воробья, положил согреваться в варежку и попросил  Машу приглядеть за ним. Услышав шум в ларьке, поторопился прекратить птичий бой. 

План книги

Вспомним основные события по плану:

  1. Машин дом
  2. Мамина работа
  3. История броши
  4. Жизнь вороны 
  5. Воробьи и их трудная жизнь, когда лошадей заменили на машины
  6. Знакомство вороны с воробьем Пашкой. Драка
  7. Милиционер спас Пашку и отдал Маше
  8. Маша принесла Пашку домой и тут увидел ворону, которая крадет
  9. Пашка выздоровел и стал возвращать Маше пропавшие вещи
  10. Маша открыла окно. Ворона залетела и украла брошь
  11. Утром Пашка узнал о пропаже. Маша, няня и мама ушли в театр
  12. Пашка с дедом собрали воробьев и отправились воевать с вороной
  13. Милиционер услышал шум в ларьке и пошел разбираться
  14. Театр. Мама танцует на сцене
  15. Воробей вернул маме брошь во время выступления
  16. Все дома

Чему учит?

Рассказ Константина Паустовского «Растрёпанный воробей» учит добру, отваге и благодарности. Он показывает, что даже самый маленький и, казалось бы, слабый герой способен на большие поступки, если в его сердце живёт любовь и стремление помочь. Воробей Пашка, не имеющий ни силы, ни блеска, проявляет настоящую верность и благородство — не из-за награды, а потому что чувствует долг перед тем, кто его спас. Это учит читателя замечать добро и отвечать на него добром, не бояться трудностей и быть готовым бороться за справедливость.

Кроме того, рассказ воспитывает в детях чуткость и бережное отношение к чувствам других. В стеклянной броши, которую ворона крадёт ради забавы, заключён не просто материальный предмет, а символ любви и счастья. Понимая это, даже воробьи объединяются ради того, чтобы вернуть его — потому что настоящие чувства дороже всего. История Маши, её мамы и воробья Пашки заставляет задуматься: чудо — это не магия, а результат искреннего желания помочь и соединения добрых сердец.

Пословицы и поговорки

Эти пословицы помогают глубже осмыслить мораль рассказа и подчёркивают важные качества персонажей: доброту, благодарность, смелость, дружбу и преданность:

  1. «Мал, да удал». Эта пословица как нельзя лучше описывает главного героя – воробья Пашку. Несмотря на свои скромные размеры, он проявил смелость, отвагу и настоящую преданность, одержав победу над сильной и наглой вороной.
  2. «Долг платежом красен». Воробей возвращает добро Маше, которая спасла ему жизнь. Он не забыл заботу и тепло, и начал возвращать ей украденные вещи, а потом даже решился на опасное дело – вернуть брошь. Его поступки – это благодарность на доброе отношение.
  3. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Пашке удалось собрать целое воробьиное войско, и вместе они победили. Сила оказалась не в богатстве или храбрости одного, а в сплочённости и взаимопомощи.
  4. «На добрую душу и доброе дело найдётся». Маша спасла птичку просто по доброте, а в ответ получила настоящее чудо – воробей не просто вернул брошь, а помог вернуть маме веру в счастье. Доброе сердце девочки вызвало ответную доброту.
  5. «Дело мастера боится». Хотя Пашка – всего лишь воробей, он действует как настоящий герой: планирует, действует решительно, не отступает. Его поступок в финале – результат мастерства, смелости и решимости, перед которыми отступают даже хищники вроде вороны.

Отзыв

Эта сказка учит взаимопомощи, благодарности и дает чуду быть. Она написана в 1948 году, ВОВ закончилась не так давно, еще не все вернулись домой. Быт и радость только устаканиваются. Здесь нет проходных персонажей, текст написан в оригинальной манере: не в хронологической последовательности, а эмоциональной. Автор бережно погружает нас в каждого персонажа поочередно, позволяя понять героя и только после этого переходить к следующему.  

Эта история проста и понятна, но цепляет. Она напоминает о том, что помимо твоей жизненной цели и выживания в тех или иных условиях, рядом есть люди со своими целями, и иногда они могут просто не справиться без тебя или перестанут верить, что все будет хорошо. Что если каждый из нас периодически будет смотреть не только вперед, но и по сторонам и хотя бы иногда задавать вопрос: «Я могу чем-то помочь?»? Тогда жизнь станет намного лучше.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *