«Как я ловил человечков» читательский дневник кратко
«Как я ловил человечков» — это поучительное произведение, которое стоит прочитать как взрослым, так и детям. Маленький Боря обманул бабушку и нарушил обещание не трогать такой привлекательный пароходик. С какими последствиями придется столкнуться мальчику? На этот вопрос читателям придется ответить самим, ведь даже сам автор не дает точного ответа. Но так даже интереснее, не правда ли? Ознакомиться с полной историей, подготовить читательский дневник, в котором интересно будет рассуждать на тему «чему учит автор», выстроить собственное мнение и найти ответ на поставленный вопрос. Все это весьма увлекательно, стоит только начать. Приступаем без промедлений!
Главное о произведении
Начнем с важных фактов о рассказе:
- Полное название: «Как я ловил человечков».
- Автор: Борис Житков.
- Дата создания: 1934.
- Жанр: рассказ.
- Главная мысль: необузданное любопытство к хорошему не приведет.
- Новые для меня слова: всамделишные (настоящие), вертко (ловко, проворно).
Кратчайшее содержание
Маленький Боря гостил у бабушки. На полке он увидел чудесный пароходик. Выглядел он как настоящий, только миниатюрный. Мальчик очень хотел с ним поиграть, но бабушка не разрешала. Этот пароходик был ей очень дорог. И с внука она взяла слово, что тот трогать его не будет. Но смотреть никто не запрещал. И чем больше Боря на пароходик смотрел, тем сильнее ему хотелось потрогать запретную вещицу. Кроме того, пароходик был настолько реалистичным, что мальчик подумал о маленьких человечках, которые непременно должны быть на пароходике. Посмотреть на них ему хотелось больше всего. Чего Боря только не делал! Наврал бабушке о необходимости ночника, чтобы наблюдать за пароходиком ночью, оставлял сладости и хлеб для человечков у борта их судна. Но ничего не помогало. Мальчику казалось, что вот-вот они появятся, но он уставший засыпал.
В конце концов, Боре надоело ждать. Он решил поймать хотя бы одного человечка. А для этого нужно было остаться дома одному. Бабушка, когда уходила, всегда брала его с собой. Но в этот раз Боря схитрил. Пока бабушка собиралась, мальчик выбежал в сени и вязаными варежками растер себе лицом. Потом лег в своей комнате. Бабушка испугалась, что внук заболел. Ушла одна, но пообещала вернуться скоро. Внуку она наказала лежать в постели. Боре только это и нужно было. Он выждал несколько минут на случай, если бабушка что-то забыла. И бросился к пароходу.
Пароходик действительно был настоящий: железный, тяжелый. Мальчик поднес его к уху и стал прислушиваться, что внутри происходит. Но было тихо. Боря понял, что человечки за лавочки крепко держатся. Но он уже решил во что бы то ни стало поймать хотя бы одного. Боря взял нож и начал колупать палубу. Чтобы вскрыть ее, нужно было перерезать веревочные лесенки и избавиться от матч. Боря замер на миг. А потом работа пошла хорошо. Мальчик сумел заглянуть под палубу пароходика. Но там оказалось пусто.
Боря был в растерянности. Он понимал, что скоро придет бабушка. Мальчик начал в спешке собирать пароходик. Получалось криво и косо. Времени совсем не оставалось. Боря поставил пароходик обратно на полку и лег в кровать. Тут же вернулась бабушка. Ее внук лежал и плакал. Она не понимала почему. И пароходик еще не видела.
Главные герои
Почти в любой книге есть главные герои, с которыми мы вместе путешествуем, обижаемся, ошибаемся, миримся и дружим. Знать их характеристику всегда полезно и познавательно.
- Боря – озорной и чрезмерно любопытный мальчик. Приехал в гости к бабушке. Не смог совладать со своими прихотями и испортил дорогую для бабушки вещь.
- бабушка – строгая, но добрая и заботливая женщина.
План книги
Уметь интересно пересказать произведение – отличный навык, который может пригодиться не только в школе. Но при пересказе нужно сохранять последовательность действий, не забывать о ключевых моментах и некоторых важных событиях. На первых порах сделать это непросто. И здесь поможет план книги. Опираясь на него, пересказывать книгу гораздо легче.
- Боря в гостях у бабушки.
- Чудесный пароходик.
- Боря дает слово никогда не трогать пароходик. Но мальчик очень хочет посмотреть человечков и поэтому разглядывает пароходик тайно.
- Ночные наблюдения.
- Угощения для человечков.
- Хитрый план Бори.
- Один дома.
- Что в пароходике?
- Боря осознает свою ошибку.
Чему учит?
Борис Житков написал поистине поучительный и интересный рассказ. В нем автор учит нас слушаться старших, стараться не огорчать их и быть всегда честными. Боря бабушку не просто ослушался. Слова о том, что пароходик для нее очень дорог, оказались для мальчика пустыми и бессмысленными, что плохо. Мы часто сокрушаемся, когда окружающие нас не слышат. Но как часто слушаем и слышим их мы? Более того, в данном произведении заложена сильная мораль. Если человек дал слово, его обязательно нужно сдержать. В противном случае доверия к нему не будет. Боря дал обещание, не задумываясь обо всей его серьезности. И почти тут же нарушил его. Не думаю, что бабушка героя закроет глаза на происшествие с пароходиком. Даже дети несут ответственность за некоторые свои слова, чему нас учат с ранних лет.
Рассказ «Как я ловил человечков» заставляет задуматься о том, что нужно уметь вовремя остановиться, не совершать необдуманные поступки и не идти на поводу у своих желаний. Чего-то хотеть – это нормально. Но далеко не все наши желания исполнимы. В некоторых ситуациях собственные прихоти необходимо обуздать. Как правило, распознать такую ситуацию нетрудно. Тот же Боря уже держал нож в руке, чтобы разделать пароходик. На миг он остановился. Голос разума определенно пытался донести до него, что он поступает неправильно. Бабушка ведь брала с него слово, говорила о том, что этот пароходик ей дорог. Мальчик же поддался искушению. Автор даже не описывает последствия опрометчивого выбора Бори. Но читателям нетрудно догадаться, чем закончится эта история. У всего есть свои последствия. Злодеяние никогда не остается без внимания. И едва ли Боря ограничится чувством вины. Оказаться на его месте совершенно не хочется.
Пословицы и поговорки
К сюжету рассказа «Как я ловил человечков» можно подобрать пословицы и поговорки:
- Семь раз отмерь — один раз отрежь. Боре нужно было лучше обдумывать свои действия и их последствия, а не идти на поводу у каприза.
- Честное дело не таится. Боря прятал свои попытки поймать человечков, потому что знал, что поступает неправильно.
- Хоть мошна пуста, да душа чиста. Лучше не иметь вещь вовсе, чем получить ее нечестным путем, что и доказывает пример Бори.
Вот еще афоризмы о честности.
Отзыв
Мне понравился рассказ «Как я ловил человечков». Он интересный и поучительный. Но мои впечатления после него неопределенные. Я не могу сказать, что мое отношение к героям положительное. Поступок Бори омерзительный. Одно дело, если бы он просто взял пароходик, чтобы поиграть с ним. Но он ведь сломал его, прекрасно зная, что пароходик дорог бабушке. Испытываемое героем чувство вины во мне никак не отозвалось. По моему мнению, Боря должен понести серьезное наказание. Не столько из-за нарушенного слова, сколько из-за порчи реликвии.
Не понравилось мне и то, как бабушка запретила внуку играть с пароходиком. Нам, детям, нередко говорят «нельзя, потому что нельзя». Но необоснованные запреты никогда не работают. Тем более, что запрещенного хочется в разы больше. Я практически уверена в том, что Боря не тронул бы пароходик, если бы бабушка поговорила с ним, как со взрослым. У взрослых ведь тоже есть запреты. Но они взрослым понятны, потому что всему есть простое объяснение. С детьми нужно так же. Бабушка толком не рассказала внуку, чем дорог ей пароходик, его историю. Именно эта информация могла послужить для Бори своеобразным «тормозом».
У меня была похожая ситуация. Моей младшей сестре очень нравится мой плюшевый мишка, которого я никому не разрешаю трогать. Я объяснила ей, что этого мишку мне подарил папа, который сейчас очень далеко и неизвестно, когда мы с ним сможем встретиться. Этот мишка – единственное осязаемое воспоминание о нем. Больше на мишку сестра не покушалась. Вот и бабушке героя стоило поступить так же. Рассказать подробнее, а не ограничиваться пустым и холодным «нельзя». Конечно, Боря мог оказаться совершенно невоспитанным и неуправляемым. И все равно испортить пароходик. Но в таком случае наказание могло быть более серьезным, весомым и оправданным.