Жизнь патриархов

патриархи

 Богатая событиями и испытаниями, наполненная верой жизнь ветхозаветных патриархов — праотцев — была  неисчерпаемым источником вдохновения для  художников. Родоначальнику еврейского народа Аврааму Бог  повелел покинуть родные места и отправиться вместе с женой Саррой и племянником  Лотом на чужбину. Авраам  остановился в земле ханаанской, а Лот обосновался в Содоме, что в долине реки Иордан.
 В Содоме Лота посетили двое ангелов, которым он оказал гостеприимство, однако жители города оскорбили  гостей. Ангелы велели Лоту и его семье бежать, не оглядываясь назад, предупредив, что погрязший в грехе  город будет разрушен. Но в момент разрушения Содома и соседней Гоморры жена Лота нарушила указание и  обернулась и тотчас же была превращена в соляной столп. Полная драматизма история бегства Лота и его семьи  не раз изображалась художниками, к примеру, Гвидо Рени создал полотно «Лот и его дочери покидают  Содом» (ок. 1615). Лот с дочерьми поселились в пещере. Оставшиеся без мужей дочери решили напоить отца и  разделить с ним ложе, чтобы восстановить свой род. Сын Лота от старшей дочери стал предком моавитян, от сына  младшей пошел род аммонитян. На картине Бонифацио ди Питати «Лот и его дочери» (ок. 1545) Лот изображен в  подпитии в окружении дочерей на фоне горящих вдали Содома и Гоморры.
 Жена Авраама Сарра была бесплодна и предложила Аврааму разделить ложе со своей рабыней Агарью. Так был зачат Измаил. Возгордившаяся рабыня стала вести себя непочтительно по отношению к Сарре, за что была изгнана в пустыню. Но ангел велел ей вернуться к своей госпоже и предрек, что ее сын «будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих». Согласно пророчеству ангела Измаилу суждено стать отцом двенадцати детей и стать во главе великого народа.
Через много лет, несмотря на преклонный возраст Сарры и Авраама, у них родился сын — Исаак. Его появление на свет предсказали три ангела, которых Авраам радушно встретил в своем доме. За недоброе отношение к Исааку Агарь и Измаил были изгнаны в пустыню, где были спасены от смерти ангелом.
Бог решил испытать веру Авраама и приказал принести в жертву сына Исаака. Рано утром, нагрузив осла дровами для жертвенного костра, он вместе с сыном отправился в указанное Богом место на горе. Добравшись до места, Авраам разложил дрова на алтаре и положил на него своего связанного сына. В момент, когда Авраам уже занес над ним руку с ножом, Бог подменил жертву3.
Эпизоды из жизни Христа не раз находили отражение в искусстве. На картине Тьеполо «Явление ангела Сарре» (1725-1726) изображена пожилая Сарра, преклонившая колени перед ангелом. Клод Лоррен (1600-1682) запечатлел Агарь и ангела на фоне живописного пейзажа. Однако наибольшей популярностью у художников пользовалась история жертвоприношения Авраамом Исаака. Авраам, готовый пожертвовать своим сыном, явил пример абсолютной веры. Жертвенный алтарь, подготовленный Авраамом, ассоциируется с Крестом, а Исаак — с Христом. В 1410 году был объявлен конкурс на создание оформления главного портала баптистерия во Флоренции, на который представили свои работы Брунеллески и Гиберти. Конкурсантам была предложена именно эта тема. Караваджо на картине «Жертвоприношение Авраама» (1603) запечатлел кульминационный момент. Фердинанд Оливер (умер в 1841) на картине «Авраам и Исаак» изобразил отца и сына идущими к месту жертвоприношения.
Авраам приносит в жертву Исаака На картине «Авраам приносит в жертву Исаака» (фрагмент, ок. Н90-1495) Андреа Мантенья изобразил момент  вмешательства Бога

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.