Храбрость и добродетель в Древнем Риме
Римские воины и государственные деятели отличались исключительным мужеством, что не раз находило отражение в искусстве. Легендарный основатель Рима Ромул и его брат-близнец Рем были вскормлены волчицей. Через много лет братья решили основать новое поселение. Рем хотел построить его на низменности между Палатинским и Капитолийским холмами, Ромул же выбрал Палатинский холм. Разгорелась ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Распахав плугом первую борозду вдоль Палатинского холма, Ромул основал город, который впоследствии был назван его именем. Принято считать, что это произошло в 753 году до н. э. Символом Рима стала волчица. Вместе с аббревиатурой SPQR (Senatus Populusque Romanus) — «Сенат и римский народ» она изображалась па древнеримских штандартах. Эти символы можно увидеть на цикле картонов «Жизнь Цезаря» (1486-1506) Андреа Мантеньи. Фасции — перетянутые шнуром или ремешком пучки прутьев с воткнутым в них топором — символизировали власть. Их носили ликторы — исполнители распоряжений магистратов, имевших право казнить или миловать подданных. Высшую степень суровости проявили римские консулы Манлий Торкват и Луций Юний Брут. Во время войны с Латинским союзом (340 до н. э.) Манлий Торкват запретил римлянам проводить одиночные бои с латинами, но его сын ослушался и принял вызов латина. Торкват приказал казнить его за неповиновение. Голландский художник Фердинанд Боль запечатлел этот момент на картине «Манлий Торкват обезглавливает своего сына» (1663). Луций Юний Брут, племянник царя Тарквиния Гордого, — один из двух первых консулов республики наравне с Тарквинием Коллатином. Он возглавил восстание против своего дяди, в результате которого была основана Римская республика. Двое его сыновей решили восстановить Тарквиния Гордого на троне, но их заговорщические планы стали известны, а изобличающие их письма перехвачены. Отличавшийся бескомпромиссностью и жесткостью Луций Юний Брут проклял сыновей, приказал их обезглавить и лично присутствовал на казни. Эта история вдохновила Жака-Луи Давида на написание картины «Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей» (1789).
Деций Мусс — еще один известный римский патриот, полководец и консул, посвятивший себя служению республике. В 338 году до н. э. во время войны с латинами, он бросился в центр сражения, чтобы поднять боевой дух своей армии. Рубенс сделал семь эскизов для гобеленов со сценами из жизни Деция Муса, среди которых был и этот славный эпизод.
Отвагой отличились и трое братьев из рода Горациев, сразившиеся с братьями Куриациями. Юный патриций Муций Сцевола положил свою руку в огонь, чтобы доказать этрусскому царю Порсене бесстрашие римлян. В 362 году до н. э. в центре римского форума образовалась глубокая трещина, которую оракул истолковал как предсказание грозящей городу опасности, которую можно предотвратить лишь одним способом — заполнить ее лучшим, что есть в Риме. Мужественный Марк Курций с возгласом «Нет лучшего блага в Риме, чем оружие и храбрость!» бросился в пропасть, которая тотчас же сомкнулась. Паоло Веронезе (ок. 1528-1588) изобразил этот момент на тондо для потолка «Марк Курций жертвует собой».
Римляне отличались скромностью и честностью. Франческо Сальвиати (1510-1563) создал цикл фресок со сценами из жизни государственного и военного деятеля IV века до н. э. Марка Фурия Камилла. Во время осады города Фалерии один учитель привел в лагерь римлян детей и предложил их Камилле в качестве заложников. Камилл, разгневанный его предложением, приказал связать предателя, а детям дал плетки, чтобы они гнали его в Фалерии. Покоренные честностью и принципиальностью римлян, фалерийцы сд;1лись. Пуссен на картине «Камилл и фалерийский учитель» (1637) изобразил нагого связанного учителя перед сидящим в кресле судьи Камиллом. Марк Порций Катон Младший (94-46 до н. э.), сторонник Республики, после прихода к власти Юлия Цезаря покончил с собой. Перед смертью он дважды прочитал диалог Платона «Федон», а затем пронзил себя мечом. Его решительность и бескомпромиссность вдохновили Шарля ле Брюпа на создание картины «Смерть Катона» (ок. 1646). Стремление Юлия Цезаря оставаться единоличным правителем империи привело к заговору республиканцев. 15 марта 44 года до н. э. он был заколот группой заговорщиков во главе с Марком Юнием Брутом на заседании Сената в Риме. На серии монохромных картонов Андреа Мантеньи «Триумф Цезаря» (1486-1506) изображены военные победы Юлия Цезаря.
Скромностью и сдержанностью отличались консул Цинциннат (V век до н. э.) и полководец II века Сципион Африканский. Цинциннат возглавил республику во время осады Рима враждебными племенами, но после их разгрома снял с себя полномочия и занялся сельским хозяйством в своем поместье.
Франческо Романелли изобразил его на фреске «Представители римского Сената предлагают Цин-циннату стать диктатором» (1655-1668). Публий Корнелий Сципион Африканский — военачальник, победивший карфагенского полководца Ганнибала (247-182 до н. э.). Армия Ганнибала, выступившего на Рим из Карфагена в 218 году до н. э., насчитывала 90 000 человек пехоты, 12 000 всадников и 37 боевых слонов. За пятнадцать дней она совершила переход через Альпы. Однако Вторая Пуническая война завершилась разгромом карфагенян. Тернер на картине «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812) изобразил могущественную армию, вынужденную сражаться с силами природы. Согласно пророчеству оракула, победе над Ганнибалом должна была поспособствовать богиня Кибела, олицетворявшая производительные силы природы. Сципион распорядился установить в Риме ее бюст. Андреа Мантенья создал на эту тему картину в технике гризайль «Введение культа Кибелы в Риме» (1506).
Сципион отличался благородством и великодушием. После захвата Нового Карфагена к Сципиону была приведена понравившаяся ему девушка, но он, узнав о том, что она любит испанского вождя Аллуция, познакомил ее с ним и вручил ему подарки, преподнесенные родителями девушки. Эта история вдохновила многих художников, в том числе ван Дейка, Пуссена, Риччи. На картине Себастьяна Риччи «Самообладание Сципиона» (ок. 1695) запечатлен наиболее драматический момент, когда судьба девушки еще не определена.