Святой Николай

святой Святой Николай-чудотворец, епископ Миры в Ликии. Он родился в Малой Азии в конце поиска. С его именем  связано много легенд. В одной из них рассказывается, что один знатный, но бедный отец семейства собирался  послать своих девственных дочерей заниматься проституцией, поскольку не мог дать им приданого. Узнав об  этом, св. Николай подбросил ночью в спальню девушек три золотых яблока (по другой версии, три сумочки с  золотыми монетами), чтобы они могли избежать участи, задуманной для них отцом. Другая легенда повествует о  том, как св. Николай явился к обратившимся к нему с молитвой морякам, попавшим в сильный шторм, и спас их.  Эти сюжеты вдохновили Фра Анжелико на создание изображений для Перуджийского алтаря. Св. Николая часто  изображают епископом. Атрибутом святого являются три золотых яблока, лежащие у его ног. Таким он предстает  на картине Рафаэля «Мадонна Ансидей» (ок. 1505). Св. Николай стал прообразом Санта-Клауса, что, возможно,  связано с тем, что он является покровителем детей, и с ним ассоциируется традиция дарить подарки на  Рождество. Его также считали покровителем моряков и купцов.

 

 

святой Известно, что святой Лаврентий (Лоренцо) был диаконом и принял  мученическую смерть в Риме в 258 году. По  легенде, Папа Римский Сикст II  поручил ему заботу о бедных и надзор за имуществом Церкви, которое  впоследствии он раздал бедным. Когда префект Рима потребовал, чтобы  Лаврентий принес церковные сокровища,  он явился к нему с нищими,  больными и убогими и сказал: «Вот подлинные сокровища Церкви». За это  он был  положен на железную решетку и изжарен на углях. Его  мученическую смерть изобразил Бронзино на картине  «Умерщвление св.  Лаврентия» (1569). Сцены из его жизни запечатлел Фра Анжелико на стенах  в капелле  Никколина в Папском дворце в Ватикане. Св. Лаврентий был  одним из святых покровителей Флоренции и семьи  Медичи. Св. Лаврентия  изображали в рясе диакона с кадилом или блюдом с монетами — в память о  том, что он  раздавал деньги беднякам. Но чаще всего его можно увидеть с  решеткой — символом мученичества святого. 
 О жизни святых Криспина и Криспиниана сохранилось мало сведений. Известно, что они жили в III веке, пришли  из Рима во французский Суассон и были башмачниками. По преданию, они бесплатно делали обувь для бедняков.  Во время гонений на христиан братья были схвачены, избиты, после чего брошены в кипящую воду. На фреске  XIV века в капелле Сан-Стефано в Лентате-Суль-Севезо они изображены мирянами. Братья Криспин и Криспиниан  почитаются кожевенниками и сапожниками, вот почему их атрибутом является башмак.
Святой Ансаний (умер ок. 304) происходил из знатного сиенского рода. Его тайно крестила и воспитала в духе христианской веры нянька. В девятнадцать лет он открыто заявил о своей вере, несмотря на гонения на христиан, предпринятые императором Диоклетианом. Он был подвергнут бичеванию, после чего брошен в кипящее масло и обезглавлен. Св. Ансания, ставшего покровителем города Сиены, изображали молодым человеком с флагом или крестом в руке. Изображения св. Ансания и предположительно св. Маргариты, созданные Липпо Мемми, обрамляют алтарь «Благовещение» Симона Мартини (1333), задумывавшегося для часовни св. Ансания в Кафедральном соборе Сиены, а сейчас хранится в галерее Уффици во Флоренции.
По легенде, святой Антоний (Великий) (251-356) в возрасте восемнадцати лет раздал все свое состояние бедным и поселился в пустыне недалеко от реки Нил, чтобы вести жизнь отшельника. К нему стали присоединяться последователи, которые подражали его образу жизни, поэтому его считают основателем христианского монашества. В пустыне св. Антоний не раз подвергался искушениям со стороны Дьявола — к этому сюжету художники обращались многократно. К примеру, Веронезе изобразил Дьявола-искусителя в образе пленительной женщины, держащей ладонь св. Антония своими длинными пальцами. Сезанн представил попытку искушения св. Антония несколькими обнаженными женщинами. По преданию, когда св. Антоний умер, ему было более ста лет, поэтому его принято изображать старцем с бородой, в одеянии с капюшоном, опирающимся на палку. На картинах некоторых художников, в том числе Пизанелло, он не случайно представлен со свиньей или колокольчиком. Дело в том, что монахи ордена Святого Антония (антониты) при сборе пожертвований привлекали к себе внимание звоном колокольчиков, и им было разрешено держать свиней.
Культ святого Власия (по некоторым данным, умер ок. 316) распространился в веке. Легенда гласит, что он был епископом Каппадокии, исцелял больных людей и животных. Однажды к нему пришла бедная вдова, у которой волк утащил поросенка. Св. Власий успокоил ее и велел идти домой. Через некоторое время волк вернул ей поросенка невредимым. Эту сцену изобразил Сано ди Пьетро. Св. Власий исцелил мальчика, подавившегося рыбьей костью, с тех пор его считают защитником от болезней горла. За свою деятельность св. Власий принял мученические страдания, после чего был обезглавлен. Его атрибутом является железный гребень-шерсточес.

святой На картине «Святой Христофор» Мемлинга изображен св. Эгидий со своими атрибутами — оленем и стрелой.
 Святой Георгий известен победой над крылатым драконом — олицетворяющей победу христианства над злом. Его  изображали с белым флагом с красным крестом (как и Христа в сценах Воскресения). Культ поклонения Георгию  был принесен в Европу крестоносцами, а в 1348 году король Англии Эдуард III объявил его патроном ордена  Подвязки. Св. Георгий является небесным покровителем Англии.
 Святой Мартин Турский (ок. 315-397) — родился в Паннонии (территория современной Венгрии), служил офицером  римской армии в Галлии, где был обращен в христианство. Согласно легенде4, однажды ночью он разорвал свой  плащ, чтобы накрыть одной его половиной нагого незнакомого человека, которого отождествляют с Христом.  Оставив военную службу, Мартин удалился в пустынь, где придерживался аскезы и основал первый монастырь в  Питии. Жители Тура провозгласили св. Мартина против его воли своим епископом, но он скрылся, поскольку желал  вести уединенный образ жизни. Место его укрытия выдал гусь, поэтому св. Мартину пришлось принять церковную  должность, но он продолжал жить за городом. Сцены из жизни св. Мартина изображены Симоне Мартини на  фресках (ок. 1317) в посвященной святому капелле в церкви Сан-Франческо в Ассизи. Св. Мартин является одним  из пяти покровителей Франции. Его было принято изображать воином, верхом на лошади или в одеянии епископа с французской геральдической лилией, а также с гусем.
Святой Сильвестр (умер в 335) был одним из первых епископов Рима — избран в 313 году. Считается, что он крестил императора Константина. Во время диспута о христианстве с двенадцатью просвещенными иудейскими священниками ему предложили воскресить мертвого быка, что он и сделал. Увидев это, ученые мужи уверовали и обратились в христианство. В другой раз он воскресил двух мужчин, убитых ядовитым дыханием дракона. В 1248 году с целью усиления папской власти, стены капеллы Сан-Сильвестро в церкви Санти-Куаттро-Короиати в Риме были украшены фресками с изображением императора Константина, передающего св. Сильвестру власть над западной половиной Римской империи. Мазо ди Банко создал фресковый цикл (1340), посвященный жизни св. Сильвестра, в капелле Барди ди Вернио в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Его, как правило, изображали в панском облачении с закованным в цепи драконом или быком, которые считаются его атрибутами.
Святой Иоанн (ок. 347-407), прозванный Златоустом, родился в Антиохии. В 398 году он был избран архиепископом Константинополя. Иоанн, известный своим красноречием, почитается православной церковью в лике Святителей, наряду со Афанасием Великим, Василием Великим и Григорием Богословом. В западноевропейском искусстве его принято изображать с Отцами Церкви. Например, Лоренцо Бернини изваял его поддерживающим трон св. Петра (1657-1666, собор Св. Петра, Ватикан). По одной из легенд Иоанн Златоуст, находясь в пустыне, возлег с одной девушкой, которая зачала от него, за что он возложил на себя обет молчания и должен был проползти на четвереньках, как животное. Эта сцена изображена Альбрехтом Дюрером на гравюре «Покаяние святого Иоанна Златоуста».
Епископ Модены святой Джеминиан (IV век) был другом св. Амвросия. Он обладал даром исцелять больных. По легенде, он отправился в Константинополь, чтобы изгнать бесов из дочери императора, поэтому его иногда изображали с демоном у ног. У вождя гуннов Аттилы было видение св. Джеми-ниана, после которого он отказался от наступления на Модену. Себастьяно Майнарди изобразил его епископом, держащим модель города Сан-Джеминиано, названным в честь святого (ок. 1500, церковь Сан-Агостино в Сан-Джемининано).
О святом Эгидии почти не сохранилось сведений. Предполагают, что он жил отшельником в Арле, на юге Франции в конце VIII века. Анонимный художник, названный Мастером святого Эгидия, на картине «Святой Эгидий и олениха» (ок. 1500) изобразил самый известный эпизод из жизни святого, когда лань, преследуемая охотниками, устремилась к нему, чтобы спастись. Целясь в нее, один из охотников по ошибке попал в святого и ранил его. Св. Эгидий является покровителем инвалидов и калек. Его атрибуты — олень и стрела.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *