Мир науки

наука Аллегорические изображения наук и искусств стали популярными в Средние века, и в особенности в эпоху  Возрождения. Грамматику, основу всех наук,  изображали в виде мудреца или учителя с хлыстом для  поддержания дисциплины. В семнадцатом веке возник новый тип изображения — Грамматику  стали представлять в  образе женщины, поливающей растения, что основывается на мысли Платона, считавшего, что ум крепнет от  знаний так же, как растение зацветает при должном уходе и поливе. От этой мысли отталкивался Лоран де ла Гир  в работе над «Аллегорией Грамматики» (1650).
 В искусстве очень популярным было изображение Философии. Докторов философии изображали в мантии,  квадратной шапочке, с преподавательской указкой или книгой, с загнутыми во время перечисления аргументов  пальцами.
 Знаменитый древнегреческий философ Сократ (469-369 до н. э.) отождествлял добродетель со знанием, а своих  учеников приводил к истине через диалог — задавал вопрос и, получив ответ, задавал следующий, уточняющий.  Ему было предъявлено обвинение в том, что он не чтит богов и развращает молодежь своими идеями. После суда  Сократ принял яд из болиголова. Последний день жизни Сократа и обстоятельства, ему предшествовавшие, были  описаны его учеником Платоном в диалоге «Федон». Жак-Луи Давид на картине «Смерть Сократа» (1787) представил философа в окружении скорбящих учеников в тот момент, когда он собирается выпить яд из чаши. Платон (ок. 427-347 до н. э.) был, в свою очередь, учителем Аристотеля (384-322 до н. э.) основателя Перипатетической школы (Лицея) в Афинах, названной так в связи с его привычкой прогуливаться во время занятий. Аристотель был великим философом и ученым. Он писал о логике, физике, душе, небесах, животных, метафизике, поэтике, риторике, политике и этике, ввел в философии единую систему классификации и терминологии. Рафаэль на фреске «Афинская школа» (ок. 1510) поместил его на почетном месте рядом с Платоном. По средневековой легенде, он пытался убедить своего ученика, будущего императора Александра Македонского, в том, что женщины могут 1убительно влиять на мужчин, и призывал его отказаться от возлюбленной Кампаспы (по другим источникам, ее звали Филлис). Разгневанная Камнаспа разожгла страсть в престарелом философе и приказала предъявить ей доказательства его любви — прокатить ее на себе. На фресках, мебели и гобеленах встречается изображение Аристотеля на четвереньках, на котором сидит Кампаспа. Этот сюжет иногда идет в паре со сценой, посвященной Самсону и Далиле.
Греческого философа Пифагора (ок. 582-507 до н.э.) представляли как персонификацию арифметики на изображениях, посвященных Семи Свободным Искусствам. Демокрит получил прозвище «Смеющийся философ» за то, что часто смеялся без видимой причины, поскольку людские дела казались ему смешными по сравнению с мировым порядком. Сальвадор Роза на картине «Размышляющий Демокрит» изобразил его задумавшимся о бренности жизни среди человеческих и звериных костей и черепов. Его противопоставляли высокомерному меланхоличному философу Гераклиту (544-483 до н. э.). На фреске «Афинская школа» Рафаэль придал Гераклиту портретное сходство с Микеланджело. Браманте на фреске (1477) изобразил вместе плачущего Гераклита и смеющегося Демокрита.
Философ и аскет Диоген Синопский (ок. 412-323 до н. э.) отличался эксцентричным поведением. В одной из историй рассказывается, как он ходил днем на рынок с зажженной лампой, что объяснял поиском правды и честных людей. Эта сцена запечатлена Иордансом на картине «Диоген, ищущий человека» (1642). Диоген презирал роскошь, отказался от всех благ цивилизации, кроме чаши для питья и одежды нищего, жил в пифосе — большом сосуде для вина.
наука На фрагменте декоративного подноса «Триумф любви», изготовленного в мастерской Апполонио ди Джованни  (середина XV века) изображена Кампаспа, сидящая верхом на Аристотеле.
 Когда он увидел, что юноша пьет прямо из ручья, зачерпывая воду руками, он выбросил и свою чашу. Эта  история вдохновила Пуссена на создание картины «Пейзаж с Диогеном» (1648). Философ-стоик Сенека (4 до н. э.  — 65 н. э.) был учителем будущего императора Нерона. Придя к власти, Нерон почувствовал, что Сенека является  преградой на его пути, и приговорил его к смерти с правом выбора способа самоубийства. Жак-Луи Давид на  картине «Смерть Сенеки» (1773) изобразил его хладнокровно вскрывающим себе вены.
 Знаменитого древнегреческого математика Евклида (ок. 330 — ок. 260 до н. э.) в искусстве ассоциировали с  Геометрией. Рафаэль изобразил его на фреске «Афинская школа».
 Архимед прославился восклицанием «Эврика!», что означает «нашел». Размышляя в ванной над тем, как  вычислить объем золотой короны, он пришел к выводу, что ее нужно погрузить в воду. По легенде, он был так  увлечен математикой, что не заметил, что его родной город Сиракузы был взят римлянами. Когда ему приказали  немедленно предстать перед римским генералом Марцеллом, Архимед попросил подождать, пока он не решит математическую задачу. Разгневанный офицер пронзил его мечом. Себастьяно Риччи (1659-1734) изобразил эту сцену на картине «Герой и Архимед».
Алхимия основывалась на учении Аристотеля о четырех первоэлементах. Большинство алхимиков пытались получить золото из металлов посредством «философского камня», считавшегося эликсиром жизни. В Средние века алхимией занимались в некоторых монастырях. Алхимиков часто изображали с колбами, сосудами, флаконами и тиглями. В Студиоло Франческо Медичи в палаццо Веккьо во Флоренции можно увидеть изображение «Лаборатории алхимика» (ок. 1570) Джованни Страдано, ученика Вазарп.
Гермес Трисмегист (Триждывеличайший), живший, вероятно, в III веке, писал о мистицизме и алхимии. В эпоху Ренессанса считали, что он был современником пророка Моисея, и его мудрость считали близкой к божественной. Гермес Трисмегист был изображен на мозаичном полу Кафедрального собора в Сиене (1480-е).
 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *