Тело и душа в картинах
В Средние века стала популярной концепция о четырех темпераментах человека (от лат. — «надлежащее соотношение частей»), основанная на античных учениях. Считалось, что темперамент зависит от расположения планет и диеты и определяет характер человека. Гиппократ полагал, что темперамент зависит от преобладания в организме одного из «жизненных соков».
Преобладание «желтой желчи» характерно для холерика, лимфы — для флегматика, крови — для сангвиника и «черной желчи» — для меланхолика. Было принято считать, что меланхолия — черта творческих натур и мыслителей. Меланхолия — дочь Сатурна, ее атрибутами являются книги, череп, плотницкие инструменты. На гравюре Дюрера «Меланхолия» (1524) изображена сидящая девушка с книгой на коленях и циркулем в руке. Она погружена в мрачную задумчивость, рядом с ней лежит свернувшаяся клубком собака.
В живописи XVII века была популярна тема пяти чувств. Как правило, слух ассоциировали с музыкальными инструментами, обоняние — с курительной трубкой и цветами. Гонсалес Кокс создал серию картин «Пять чувств» (1650-е). На картине «Осязание» он изобразил молодого человека, из вены которого струится кровь. Биллем Бёйтевех на картине «Веселая компания» (ок. 1620-1622) объединил тему чувств с идеей бренности жизни. Глаз в живописи символизирует всевидящее око Бога: «Очи Господни [обращены] на праведников». Троицу изображали в виде глаза в треугольнике. Пара глаз — атрибут святой Луций. Нередко слепота — метафора духовной слепоты, неверия. Христос, исцеляющий слепого, — символический образ обращения в веру.
Картина Питера Брейгеля Старшего «Притча о слепых» (1568), на которой изображен слепой поводырь, ведущий за собой других слепцов в яму, предупреждает об опасности выбора неверного лидера, о которой говорил Христос: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Безрассудство земной любви олицетворяет Купидон (Эрот) с повязкой на глазах. Женщина с завязанными глазами, мечом или весами является персонификацией беспристрастного правосудия, с глобусом или колесом — Фортуны. Женская фигура с завязанными глазами без атрибутов часто представляет собой аллегорию Заблуждения.
Сердце символизирует божественную любовь и понимание: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Атрибутом святого Игнатия Лойолы является сердце в венце из шипов. Изображение руки связывали с Богом, например, Деве Марии рука протягивала голубя. Рука, платящая Иуде или держащая монеты, ассоциируется с предательством Христа. Рука также может быть связана с бичеванием Христа, как на фреске Фра Анжелико в соборе Сан-Марко во Флоренции.
До Тридентского собора (1545-1563) Деву Марию часто изображали кормящей грудью младенца Христа. Груди ассоциировались с Матерью-Природой и кормлением. Обнаженные груди могли символизировать покорность, горе, гнев. Кормящая грудью женщина может быть персонификацией милосердия. В эпоху Ренессанса большой популярностью пользовалась легенда о римлянке Перо, которая приходила в тюрьму к своему отцу, обреченному на голодную смерть, и кормила его грудью. Рубенс запечатлел этот сюжет на картине «Отцелюбие римлянки». Обнаженная натура может олицетворять застенчивость, стыд, обнаженная женщина с курицей, яйцами и цыплятами, а также с зайцами и кроликами олицетворяет плодовитость. Босые ноги — символ Христа и его учеников, которые вняли его указанию: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви».
Возрасты человека связаны, как правило, с темой мимолетности жизни, но картину Тициана «Три возраста жизни» (1510-1516) можно считать аллегорией дальновидности, подтверждающей мысль, что настоящее определяется прошлым. Иногда говорят о четырех периодах человеческой жизни, ассоциируя их с временами года, иногда — о трех. Детство представляли в виде детей, играющих у мертвого дерева, намекая о начале и конце жизни, молодость олицетворяла пара влюбленных или воин, старость связывали с человеком, чаще всего с мужчиной, держащим череп или смотрящим на него.
Персонификация сна, которую изображали в тихой пещере с цветущими маками, посылает своего сына Морфея разносить сны. Сны изображались в виде радостных или ужасных видений, как, например, на картине Генри Фюзели «Ночной кошмар» (1781). Офорт Гойи «Сон разума рождает чудовищ» иллюстрирует, как человек во сне попадает в плен собственных фантазий, которые могут приобретать облик летучих мышей, сов, кошек. Изображение мужчины и женщины в постели всегда трактуется однозначно. Картина Герарда Терборха «Дама, пьющая вино со спящим солдатом» (XVII век) своего рода предостережение от греха.
Считалось, что Смерть и Сон связаны родственными узами. Их изображали в образе темнокожего и светлокожего путти, как на картине Пуссена «Диана и Эндимион» (ок. 1630). Чаще всего смерть изображали в виде скелета или фигуры в плаще с капюшоном, с мечом, косой или песочными часами. «Триумф смерти» — популярный сюжет в искусстве. На фресках в Кампосанто (середина XIV века) в Пизе, приписываемых Франческо Траини, изображены три знатных господина, пораженных видом разложившихся остант ков в открытых гробах. Никто и ничто не вечно. Эдвард Мунк изобразил девушку в объятиях разрушающей красоту смерти (1893).
В христианской иконографии душу часто изображали в образе младенца, уносимого на небеса ангелами или увлекаемого демонами в ад. Этот образ можно увидеть на картине Эль Греко «Погребение графа Оргаса».