«Галоша» читательский дневник кратко
Рассказ М. Зощенко «Галоша» написан в 1926 году, он опубликован в журнале «Крокодил» годом позже. Произведение вошло в знаменитый сборник «Голубая книга».
Главное о произведении
Рассказ «Галоша» рассказывает о мелком случае из жизни, который позволяет обнажить крупные проблемы и отдельного человека, и всего советского общества 20-х годов ХХ века.
- Полное название: «Галоша».
- Автор: Михаил Зощенко.
- Дата создания: 1926 год.
- Жанр: рассказ.
- Главная мысль: бюрократия не помогает, а мешает, усложняет жизнь тем, кто обращается за помощью.
- Новые для меня слова: Галоша (непромокаемая накладка на обувь, чтобы избежать ее загрязнения. Галоша делается из резины и похожа на обрезанный валенок); Вагоновожатый (водитель трамвая); Домоуправление (контора по управлению дома (аналог современной управляющей компании)); Волокита (затягивание (иногда искусственное) решение какого-то вопроса или медленное решение).
Кратчайшее содержание
Главный герой-рассказчик потерял в трамвае галошу. По совету знакомого вагоновожатого он пошел в камеру хранения. Там у него попросили справку из домоуправления.
В домоуправлении ему пришлось пререкаться с председателем и писать заявление. И только после получения этой бумаги он смог получить свою потрепанную галошу. Однако первую галошу он уже успел потерять, найденную поставил на комод на память.
Главные герои
Вспомним, какими были главные герои рассказа «Галоша»:
- Герой-рассказчик – незадачливый человек, который потерял галошу в трамвае. Действует согласно закону и верит в него, упорно добивается своей цели. Но его упорство не является показателем силы воли, это скорее глупость.
- Остальные герои воплощают в себе бюрократию: они требуют справки, заявления, подтверждения даже тогда, когда речь идет о пустяке, не стоящем внимания.
План книги
Рассказ «Галоша» высмеивает бюрократию и крючкотворство, когда из-за каждой мелочи нужна бумажка.
- Главный герой потерял галошу.
- Он пришел в камеру хранения, но там галошу не отдали, запросив документы из домоуправления.
- Герой сходил в домоуправление за документом.
- Он получил галошу.
- Во время поисков первую галошу герой тоже потерял.
Чему учит?
Рассказ «Галоша» затрагивает несколько общественно значимых проблем. Во-первых, это проблема бюрократизма, которая охватила советское общество (несмотря на то, что тогда был курс на построение нового общества). Во-вторых, говорится и о бедности советского человека. Это упоминается вскользь, но очень ярко, при описании галоши. Герой описывает галошу как крайне ветхую, но как он держится за эту вещь. Это способствует созданию комического эффекта, но смех получается сквозь слезы, значит, у человека нет возможности купить даже галоши.
Ситуация с потерей галоши доводится автором до абсурда, что показывает читателям бессмысленность такой привязанность к вещам. Через юмор автор подчеркивает, что жизнь полна комических моментов, которые стоит воспринимать с легкостью. Кроме того, рассказ «Галоша» заставляет задуматься о бюрократии. Проблема не в галоше, а в системе, которая выстроена таким образом, что ради любой мелочи нужно бегать, хлопотать и собирать бумажки. Такая система глупа и абсурдна. Сатира М. Зощенко привлекает общественное внимание к этой проблеме. Он считает, что так продолжаться не может, и новое общество не построить таким образом.
Пословицы и поговорки
Какие пословицы можно было бы подобрать к сюжету рассказа?
- «На Бога надейся, а сам не плошай». Герой потерял галошу сам и не один раз, поэтому пожинает плоды своей рассеянности.
- «Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь». Герой тратит уйму времени на возвращение старой галоши, что нерационально.
- «Взяться за большие дела мешают мелкие делишки». Герой занят пустяками и не может сконцентрироваться на важных вещах.
Отзыв
Рассказ «Галоша» мне понравился, потому что он сочетает в себе абсурдный юмор и жизненность. Он становится сатирой на человеческую натуру, высмеивает привычку зацикливаться на мелочах. Зощенко показывает поведение человека, который после потери галоши пытается получить советы и рекомендации от случайных знакомых. В этом контексте Зощенко подчеркивает абсурдность общественных отношений и той поверхностности, с которой люди могут воспринимать друг друга. Зощенко с присущим ему юмором и иронией подчеркивает, как люди становятся заложниками собственных мыслей и предположений. Он наблюдает за обществом и находит в нем множество абсурдных элементов, заставляя читателя задуматься о том, насколько мы склонны акцентировать внимание на пустяках.
Сатирически относится автор и к современному ему советскому обществу. Он пытался юмором искоренить его пороки, искренне считал, что может помочь молодому советскому государству. Зощенко показывает ситуацию, когда в отношениях общества к человеку пропадает что-то человеческое. К герою-рассказчику никто не проявил понимания, ему отказывались отдавать даже старенькую галошу, заранее подозревая в том, что человек хочет забрать чужое.
Язык Зощенко прост, но выразителен. Он использует ироничные и комические обороты, создавая яркие образы и ситуации, которые легко запоминаются. Таким образом, читатель не только смеется над героем и его неудачами, но и начинает глубже понимать, что за этой комедией скрывается серьезный посыл о жизни и человеческой природе.
Мое мнение о книге положительное, ведь мне нравится все творчество Зощенко. Рассказ «Галоша» — это яркий пример его уникального стиля, в котором комическое и абсурдное переплетаются с глубокими человеческими переживаниями. В этом произведении автор мастерски использует простую ситуацию, чтобы выявить особенности человеческой натуры, и показать, как порой мы склонны придавать значение мелочам, забывая о более важных аспектах жизни. Зощенко успешно сочетает комические элементы с социальными наблюдениями, что делает его произведение многослойным. Его герои — это не просто персонажи, а образы, которые отражают реальность общества.