Любовь Обломова: цитаты из романа И.А. Гончарова
Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов», становится центральным элементом, вокруг которого разворачиваются важные внутренние изменения персонажа. Герой говорит:
«Любовь – претрудная школа жизни!..»
Несмотря на общее представление о нём как о ленивом и апатичном человеке, любовь в жизни Обломова проявляется не просто как мимолетное чувство, а как мощный, но противоречивый стимул к самоанализу и поиску счастья.
«Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: все это покрывается общим, собирательным понятием «люблю», как старым…халатом..» — размышляет Обломов о любви.
Главным воплощением этого чувства в жизни Обломова становится его отношение к Ольге Ильинской. Зарождение любви описывается в цитатах:
«Едва Обломов оборачивался боязливо в ее сторону, надеясь, что она не смотрит, как встречался с ее взглядом, исполненным любопытства, но таким добрым. Песни в ее исполнении задевали за живое».
Она является для него символом энергии, жизненной силы и светлого будущего. Ольга проникается чувствами к Илье Ильичу, видя в нём человека с добрым сердцем, искренностью и уникальной душевной чистотой.
«Настойчивый взгляд Ольги не покидал головы Обломова».
Под её влиянием Обломов начинает менять привычный уклад жизни: он выходит из своего душного мира и впервые ощущает, что способен на что-то большее, чем просто мечтать и лениться.
«Разве любовь не служба?..» — таково отношение Обломова к любви Ольги, которая требует от него перемен.
Ольга становится для него своего рода стимулом к обновлению, пробуждая в нём желание действовать. Обломов, вдохновлённый её чувствами и красотой, предпринимает попытки встать на путь обновления.
«С ней он с утра до вечера, читает, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам»
Так, если раньше герой называл мужчин, которые женятся, «ослами» и всячески избегал темы брака, потому что боялся ответственности, то после встречи с Ольгой он решился на предложение сам. Правда, его инфантильность проявлялась даже в отношении к чувствам. Восприятие любви Обломовым позволяет ему сваливать ответственность за возникновение симпатии к женщине на друга:
«Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим…»
Однако любовь, несмотря на её освежающее влияние, раскрывает и трагическую сторону натуры Обломова. Его глубокая привязанность к Ольге в итоге сталкивается с его неспособностью поддерживать темп жизни, который она требует. Испытание Обломова любовью заключалось в том, что чувства Ольги были адресованы не ему, а будущей (конечно, идеальной!) его версии.
«Я любила то, что хотела, чтоб было в тебе, Я любила будущего Обломова! — говорит его невеста.
Постепенно становится ясно, что для него любовь – не активная сила, а скорее состояние души, проникнутое покоем и мечтательностью. Обломов не может удержать ту энергию, которую воплощает Ольга; он уходит в свой привычный мир, где чувства не требуют изменений и сложных решений. Это показывает, что для Ильи Ильича любовь является чем-то более простым и уютным, чем она видится Ольге, которая стремится к действиям и развитию.
«Я посчитала, что смогла удивить тебя, что ты в состоянии жить для меня, – а ты уж давно умер».
Вторая линия любовных отношений в жизни Обломова связана с его дружбой и привязанностью к Агафье Пшеницыной. В этой любви он находит тот покой и ту заботу, которые соответствуют его внутреннему миру. Агафья, с её добротой и простотой, воплощает в себе ту нежность и безмятежность, которые необходимы Илье Ильичу. Это чувство не требует от него ни изменений, ни преодоления себя; оно тихо и стабильно, давая Обломову возможность оставаться самим собой. В отношениях с Агафьей он, наконец, обретает гармонию, но это гармония без стремлений, без борьбы за будущее. Правда, любовь к Ольге Обломов так и не смог забыть:
«Андрей, разве ее возможно забыть? Это равносильно забыть, что я жил когда-то в раю».
История любви Обломова и Ольги служит инструментом, через который Гончаров показывает суть героя. С Ольгой любовь оказывается вызовом, который Обломов не может принять, а с Агафьей – тихой гаванью, где он находит удовлетворение своей природной пассивности. Таким образом, роман подчеркивает, что истинная природа любви зависит от внутреннего состояния человека и его способности воспринимать её не только как вдохновение, но и как побуждение к действиям.