«Теплый хлеб» читательский дневник кратко
С этим произведением К. Паустовского стоит ознакомиться каждому. И определенно стоит проанализировать прочитанное, выявить поднятые в нем проблемы. Если получится обсудить рассказ в кругу семьи или друзей, будет просто замечательно. Все же рассказ «Теплый хлеб» — не наивное детское произведение, над сюжетом которого можно посмеяться, а потом забыть о нем на некоторое время или всю оставшуюся жизнь. Данный рассказ в сердце каждого оставит след. А понять собственное отношение к книге и ее героям помогут знакомые помощники любого дневника – характеристика героев, разделы «чему учит автор» и «отзыв».
Главное о произведении
Быстренько заполняем основной список:
- Полное название: «Теплый хлеб».
- Автор: Константин Паустовский.
- Дата создания: 1954.
- Жанр: сказка-быль.
- Главная мысль: всегда нужно стараться быть добрее.
- Новые для меня слова: околица (изгородь с воротами на выезде из деревни), картуз (мужской головной убор с козырьком), камердинер (слуга при богатом господине в доме).
Кратчайшее содержание
Во время войны недалеко от деревни разорвался снаряд и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил его у деревенских жителей. Так конь попал к Панкрату, старому мельнику. Панкрат коня вылечил, но прокормить его не мог, хоть тот работал усердно. Дело в том, что мельница давно стояла без дела, а Панкрат промышлял другими делами. Конь ходил по всей деревне Бережки. Люди его подкармливали, чем могли. В этой же деревне жил мальчик Филька, которого все называли «Ну тебя». На замечание или предложение, от бабушки или друга, Филька всегда отвечал «Да ну тебя!», за что и получил свое прозвище.
Зима стояла теплая. Панкрат заканчивал с починкой мельницы. А вороной конь пришел к Филькиной избе. Мальчик дома был один и ел хлеб с солью. Конь постучал в дверь. Недовольный мальчик выглянул. Разозлился на коня, ударил его по губам, накричал. А хлеб зашвырнул в снег, наказав коню откапывать его. У коня из глаза вытекла слеза, он жалобно заржал, и тут же поднялась метель. Филька из-за нее даже в дом заскочить не сразу сумел. Метель успокоилась к вечеру. Но ночью был сильный мороз и к утру вода в реке и колодцах перемерзла. Бабушка Фильки даже расплакалась от горя и страха, ведь их ждала гибель. Из-за перемерзшей воды мельница работать не могла, а муки у людей почти не осталось.
Филька тоже испугался. Бабушка рассказала ему, что все от злобы, лет сто назад было то же самое. Тогда через деревню шел искалеченный солдат. Постучался в избу, попросил хлеба. Хозяин с издевкой кинул ему корку на пол, высмеял деревянную ногу. Солдат корку поднял, да только была там одна плесень. Солдат вышел на улицу, свистнул. Поднялась метель, после нее мороз по деревне прошел. А мужик, что солдата обидел, умер. Филька совсем расстроился. Спросил у бабушки, что теперь, как быть. Бабушка подозревала о таком же нехорошем человеке в деревне, как тот мужик. И верила, что нужно этому человек исправиться. А подробного совета стоит спросить у старого Панкрата. Филька бросил свое презрительное привычное «Да ну его». Но ночью отправился к мельнице и честно во всем Панкрату сознался. Старый мельник дал мальчику час с четвертью, чтобы придумать, как исправить ситуацию.
Филька же надумал утром собрать ребят и подручными средствами проломить лед у мельницы, чтобы она работать могла. Панкрат подумал. А утром работали и молодые ребята, и старики. Лед ломали. Последних Панкрат уговорил помочь. Народ с задачей справился, мельница заработала, и только после тяжелого труда народ заметил перемены в погоде. Ветер дул с юга, мороз совсем отступил.
На следующее утро Филька с ребятами снова пришли к мельнице. В руках у Фильки был теплый свежий хлеб. Панкрату ребята сообщили о своем желании помирить коня и Фильку. Мельник согласился, вывел вороного. Филька протянул ему хлеб, но конь испугался, отступил. Филька расплакался. Панкрат похлопал своего друга, попросил простить мальчика. Конь недоверчиво и осторожно съел один кусок. Потом второй. А после сытый и довольный опустил голову на плечо Фильки.
Главные герои
В любом произведении важно уметь выделять главных героев и давать им характеристику. Подобная работа, точнее, анализ, может пригодиться в будущем. И полученные знания не помешают. Ведь именно книжные персонажи многому нас учат в жизни.
- Мальчик – вороной раненый конь. Его оставили при деревне, а свое имя он получил от старого мельника. Безобидный конь, не ленится работать.
- Филька – деревенский озлобленный мальчик. Его ничего не устраивало, и на все он давал один ответ: «Да ну тебя!». Сильно обидел Мальчика и навлек на деревню беду.
- Панкрат – старый мельник. Немного ворчливый, но в целом добрый и понимающий старик. Приютил у себя раненого вороного коня, заботился о нем. А позже выслушал Фильку и помог ему все исправить.
План книги
План книги здорово выручит, если произведение нужно пересказать. С готовым планом повествование выйдет плавным и гармоничным, в полном соответствии с сюжетом оригинала.
- Раненый конь.
- Филька.
- Филька навлекает беду.
- История про старого солдата.
- Филька в отчаянии.
- Совет Панкрата.
- Филька придумывает план, как все исправить.
- Упорная работа приносит свои плоды.
- В деревне снова спокойно.
- Филька идет мириться с конем.
- Примирение.
Проверить свои литературные успехи можно с помощью викторины для 5 класса.
Чему учит?
Жестокость, озлобленность, равнодушие – все эти проблемы Константин Паустовский поднимает в своем произведении. В начале рассказа читатель знакомится с раненым конем. В его травме винить некого. Так случилось и на этом все. Следом появляется Филька. Этот персонаж заслуживает более подробного рассмотрения, хотя известно о нем, о его судьбе совсем немного. Озлобленный мальчик, который хамит и дерзит всем подряд, будь то друг, бабушка или вороной конь. Герою тяжело сопереживать. Война приносит много боли, но о Фильке в прямом смысле нет никакой информации. Не описана причина такого поведения. Потому проникнуться к герою крайне тяжело. Дальше – хозяин одного дома, у которого старый солдат попросил кусок хлеба, но получил лишь гнилую корку, пропитанную ядом насмешек, той же озлобленности и полного равнодушия. И наконец, жители деревни, которые пришли Фильке на помощь и совместными усилиями спасли свои дома. Какую мораль можно вынести из всего этого? Нужно быть добрее. Добрее к уличной собаке, самому себе, окружающим людям. Для чего? Как минимум, мир не будет казаться таким ужасным, серым и гнилым. Да, не всегда на добро мы получаем добро. Многие отплачивают злом. Но мир от этого не рушится и жизнь не заканчивается, а даже наоборот. От отдачи мы понимаем, на кого можно рассчитывать, а от кого стоит держаться подальше. В нашем мире полно жестокости и страданий. Но и хорошего не меньше. Радость и успех тоже в нем существует. Было бы у человека желание достичь их и разглядеть. В конце концов, каждый сам решает, какой же все-таки мир его окружает.
В рассказе «Теплый хлеб» автор также учит способности прощать и приходить окружающим на помощь. «Один в поле не воин». С этим высказыванием можно поспорить. Но пока речь идет о рассказе К. Паустовского, оно обладает огромной силой. Сразу вспоминается Филька. Смог бы он в одиночку спасти деревню? Нет. Раздолбить, растопить лед одному человеку не под силу. Филька навлек беду на своих близких. И этим людям стоит отдать должное. Вместо того, чтобы отвернуться от него, задрать нос и предложить самому решать проблемы, как часто принято в современном обществе, жители деревни, и старики и дети, практически незамедлительно пришли на помощь. Все усердно трудились с наступлением утра. Никто никого не обвинял, не устраивал глупый конфликт. Это наводит на мысль о том, что в любой ситуации нужно оставаться здравомыслящем человеком и верно расставлять приоритеты. Да, ситуация в деревне была критично. Но можно представить себе похожую проблему, с пониженным градусом опасности.
Например, в компании хороших друзей, нашелся тот, кто оскорбил в сердцах ненавистного пожилого ворчливого соседа и сломал его кормушку для птичек. Остальная компания ни при чем, может, ее члены о произошедшем не знали. И все равно поглядывать косо будут на всех. Но вот виновник раскаялся, осознал свои ошибки и даже намерился не просто извиниться, а так же починить кормушку. Редко когда товарищи в подобной ситуации остаются рядом, несмотря на искреннее раскаяние друга. Обида на товарища, который так подставил, пока все сидели по своим домам, велика. Наступить ей на горло трудно. И очень приятно видеть, когда люди переступают обиды и гордость, выбирая сторону поддержки. Виновник не чувствует себя одиноким. А его товарищи, как и он сам, со временем поймут, что укрепили дружбу и получили бесценный опыт. Потому что все наши ошибки – это не пустая неудача, а именно опыт.
Хочется отметить и то, что рассказ «Теплый хлеб» заставляет задуматься, а точнее напоминает о неизбежных последствиях действиях. Хороший поступок или плохой – в определенном понимании неважно. Последствия будут в любом случае. А вот приятные или не очень будет уже зависеть от характера действий. Филька об этом не думал. Об этом герое в целом можно долго рассуждать. Подробнее рассмотрим его излюбленное «Да ну тебя!» Фраза малозначащая и необидная. На первый взгляд. Однако это не могло не оставить свой след в сердцах окружающих. В качестве доказательства достаточно представить такого человека в своем окружении. Его поведение и манера речи в один прекрасный момент как минимум просто-напросто надоест. Мало кто захочет продолжать общение, когда от любого предложения недовольно отмахиваются. Если Филька не исправится, в будущем он рискует остаться один. Дополнительно можно обратиться к рассказу. Со своей жестокостью и равнодушием мальчик переборщил. Последствия ждать себя не заставили – сильные заморозки. Для читателей их появление и причина являются сказочной частью. Но для героев произведения они были вполне реальной проблемой. Свое поведение и свой подход к жизни нужно анализировать. И думать о последствиях.
Пословицы и поговорки
Вот 5 пословиц, которые можно связать с рассказом Константина Паустовского «Теплый хлеб»:
- «Что посеешь, то и пожнешь». Главный герой, Филька, совершает жестокий поступок, ударив старого коня, и после этого случаются неприятные события. Эта пословица подчеркивает, что каждое действие имеет свои последствия, и за зло придется отвечать.
- «Без добра не проживешь». В рассказе показана важность доброты, когда люди помогают друг другу в трудный момент, несмотря на обиды и прежние разногласия. Эта пословица напоминает, что добро в жизни необходимо каждому, и оно возвращается к тому, кто его дарит.
- «В беде узнаешь друга». Когда деревня оказывается в бедственном положении, жители объединяются и помогают друг другу. Эта пословица подчеркивает, что настоящая дружба и помощь проявляются именно в трудные моменты.
Отзыв
Рассказ «Теплый хлеб» мне довелось прочитать дважды. Через время я с удовольствием прочту его еще раз. И, конечно, буду рекомендовать всем друзьям и знакомым. Потому что произведение интересное, захватывающее и, что самое важное, поучительное. Только есть несколько «но». Рассказ мне понравился, однако мои впечатления после него всегда были грустными, даже немного унылыми с нотками разочарования. Сейчас объясню почему.
Нередко авторы создают действительно сильные произведения, которые способны пробудить задремавшую душу, вынудить человека опомниться. И словно по чьей-то злой насмешке в таких бесценных книгах есть непростительные промашки, которые уничтожают всю ценность. Меня не покидает ощущение, что с К. Паустовским произошло именно это. Он будто пытался со всех сторон показать особенности человеческой жестокости, равнодушия, показать, к каким последствиям они приводят. И при этом словно хотел сгладить особо острые углы, пощадить читателей от того, насколько в действительности все это тяжело и как порой невыносимо трудно исправить. Такое мое мнение. И сложилось оно из-за сказочной части, которой, я считаю, в рассказе изначально не было места.
Посыл всего рассказа – нужно быть добрее. И именно в произведении «Теплый хлеб» оно останется незамеченным. Виновница – сказочная часть. Мне доводилось видеть реакцию на рассказ других детей. Сказка уничтожает всю проблему. Конечно, это же сказка. Где это видано, чтобы конь вызывал метель и заморозки, которые отступали бы вместе с людской злобой? И совершенно неважно, о чем произведение. Раз невероятный эпизод есть, значит пустое, внимания и рассуждения не заслуживающее. Это печально. В итоге все поднятые жизненные проблемы сходят на «нет». На мой взгляд, если бы Паустовский оставил начало, но полностью убрал бы невероятную связь между конем и заморозками, было бы гораздо лучше. А связующим звеном мог выступить жизненный бумеранг в лице соседа, который так же грубо и жестоко обошелся бы с Филькой. Мальчик мог обидеться и не понимать происходящего. Затем, возможно, повторение, следом – метель и заморозки. Перемены в погоде утратили бы свою волшебную ауру. Зато их можно было бы связать с чувствами мальчика. Почему это его бедного и несчастного никто не жалеет, почему с ним так обошлись, даже сама природа против него. То есть, если бы Паустовский описал все более приземленно, достучаться до детских сердец было бы проще.
В довершение скажу отдельно о Фильке. Мое отношение к нему негативное. Часто мне приходилось слышать о том, что в рассказе он раскаялся и так далее. Но не вижу я этого раскаяния. И не верю в то, что Филька все понял и изменился. Да и в рассказе об этом нет ни слова. Да, этот герой в финале спас деревню, извинился перед конем и якобы что-то понял. Только непонятно, что именно. Многие утверждают, Филькой двигало осознание своих ошибок. Я считаю, он просто боялся смерти. При чем не близких, а только своей. Подогревает мой негатив не столько его излюбленная фраза, сколько нытье. Его слезы раздражали. Разрыдался после рассказа бабушки. Можно было прийти к выводу, что он действительно осознал свою вину. Но он снова начал лить слезы, когда конь отказался его прощать. Хотя, казалось бы, а что в этом удивительного? Простить за кусок хлеба, когда виновника еще и чуть ли не насильно привели? Но так не бывает и это нормально. Прощать нужно уметь. Но просто так прощать никто не станет и это нормально. Не то, чтобы для прощения нужен веский повод. Но необходима хотя бы искренность, а так же время для заживления нанесенных ран. Как по мне, Филька – избалованный маленький хам. Не исключаю того, что мое мнение было бы иным, если б информации о Фильке было больше. А так я исхожу из того, что есть. Для меня Филька, как был в начале странным злобным мальчишкой, так таким и остался в финале.