Картина «Юпитер и Семела» Гюстав Моро (1826-1898)
Гюстав Моро — ярчайшая фигура символистской эпохи — создавал в своих произведениях фантастические и эмоциональные образы. Он черпал вдохновение в искусстве Ренессанса и художественном наследии Византии. Накладывая толстые слои краски, он добивался эффекта ювелирной инкрустации, создавая произведения, полные религиозных, исторических и мифологических аллюзий.
На представленном полотне (1894-1895), характерном для изысканного стиля Постава Моро, изображен восседающий на богато украшенном троне юный бог Юпитер, совершенно равнодушный к распростертой перед ним обнаженной Семеле. По легенде, Семела попросила Юпитера предстать перед ней во всем блеске своего величия, с громом и молниями, в результате чего впала в состояние «божественного экстаза». Символист Моро изобразил Юпитера в сиянии драгоценных камней, которые украшают его лоб, волосы и грудь. Он опирается на лиру — необычный для верховного божества атрибут, в то время как его постоянный спутник орел почти затерялся среди многофигурной композиции. У подножия трона Моро изобразил Смерть и Печаль, которые, по мнению художника, являются спутниками человеческой жизни. Под крыльями орла сидит опечаленный бог Пан (символ Земли), по обе стороны от которого изображены Тень и Нищета, обитательницы Царства Темноты.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
СЕМЕЛА: Дочь фиванского царя Кадма, Семела стала возлюбленной Юпитера (Зевса). Но ревнивая Юнона (Гера), узнав об измене мужа, решила отомстить сопернице, уговорив ее попросить Юпитера предстать перед ней во всем своем величии. К несчастью, смертная Семела не смогла вынести его небесного сияния и сгорела, превратившись в пепел. Юпитер успел лишь выхватить из ее тела их нерожденного сына Вакха (Дионис) и поместил его в свое бедро, где тот находился до момента рождения.