«Тринадцатый подвиг Геракла» читательский дневник кратко

Фазиль Искандер известен своими детскими произведениями, наполненными юмором и интересными фактами из нашего советского прошлого. Его рассказ, посвященный «подвигу» трусливого ученика, помогает нам понять, что хитрость превращается в слабость и недостаток, когда используется для прикрытия лени и безответственности. Читательский дневник поможет познакомиться с этой книгой и узнать о ней больше.

Главное о произведении

Начнем с тех сведений, которые пригодятся всем:

  • Полное название: «Тринадцатый подвиг Геракла».
  • Автор: Фазиль Абдулович Искандер.
  • Дата создания: 1964.
  • Жанр: рассказ.
  • Главная мысль: за свои слова и действия нужно нести ответственность.
  • Новые для меня слова: лоботряс (лентяй), плошать (допускать оплошность, ошибку), малярик (человек, страдающий малярией).

Краткое содержание

Так повелось, что все математики в школе были людьми слабохарактерными и неряшливыми. Но с наступлением нового учебного года 5 «Б» познакомился с новым учителем математики – Харлампием Диогеновичем. От своих коллег мужчина сильно отличался. Он всегда выглядел опрятно, обладал волевым характером, а в классе с первого же урока установил железную дисциплину. Ученики всегда внимательно слушали, что говорит учитель. И немного побаивались его. Вовсе не потому, что новый математик мог накричать или наругать. К таким способом воздействия Харлампий Диогенович никогда не прибегал. У него была своя методика. Провинившегося ученика математик высмеивал. Но делал это с умом, по-доброму. Харлампий Диогенович не унижал учеников, но выстраивал ситуацию так, чтобы опоздавший или неподготовленный к уроку переосмыслил свои поступки и поведение. Когда один двоечник 5 «Б» изо всех сил старался привлечь к себе внимание отличника, изворачиваясь различными способами и вытягивая шею, математик сравнил его с лебедем. Дети посмеялись, а двоечник уткнулся в собственную тетрадь.

Не остался без внимания Харлампия Диогеновича и рассказчик. Он не решил задачку, заданную на дом, и сильно не хотел быть опозоренным. Несчастный пытался найти решение своей проблемы, обратившись к одноклассникам, но ничего не вышло. Мальчик сильно переживал, что математик обязательно заметит его волнения и непременно вызовет к доске отвечать. Спасение пришло неожиданно. Школьный врач искала 5 «А», что поставить уколы. Рассказчик вызвался проводить доктора. По дороге ему пришла замечательная идея. Уколы 5 «Б» собирались ставить только на следующем уроке. Мальчик наврал о предстоящем походе в музей. И убедил поставить им уколы сейчас. Он вернулся немного раньше доктора, чтобы отвести от себя подозрения. Был даже горд своим поступком, ведь когда он вошел, у доски стоял Шурик Адвеенко, которого высмеивали чаще других.

Пришла доктор. Ученикам поставили уколы. Адольф Комаров из-за страха даже потерял сознание, но его быстро привели в чувства. Доктор ушла, а урок еще не был закончен. Харлампий Диогенович, перебирая четки, кратко рассказал о Геракле и его двенадцати подвигах. В заключение добавил, что нашелся юноша, который решился на тринадцатый подвиг. Но не было никакого прока от этого поступка, ведь двигала юношей трусость, а не смелость. С этими словами Харлампий Диогенович вызвал рассказчика к доске с требованием продемонстрировать решение той самой задачи. Ответить ученик не смог, а класс начал смеяться. Смеялся даже тихоня Комаров. Но наконец прозвенел звонок. Испытав наказание на себе, рассказчик стал ответственнее относиться к учебе. А со временем он понял, что ничего плохого Харлампий Диагенович не делал. Наоборот, смехом он закалял лукавые детские души и учил относиться к собственной персоне с юмором.

Главные герои

Каковы были главные герои рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

  • Харлампий Диогенович – учитель математики. Наладил железную дисциплину в классе, но не грубил ученикам, не прибегал к насилию. Вместо этого преподаватель остроумно высмеивал тех детей, которые нарушали правила. Это очень умный, проницательный и сильный духом человек.
  • рассказчик – главный герой, ученик 5 «Б». Мальчик хитер и изобретателен, но его таланты пропадают даром, ведь направлены на избежание ответственности. Он способный, но ленивый ученик.
  • Адольф Комаров – спокойный, трудолюбивый ученик..
  • Шурик Авдеенко – троечник, мишень для насмешек одноклассников.
  • Сахаров – талантливый ученик, отличник.

План

Вспомним сюжет рассказа благодаря плану:

  1. Рассказ о новом учителе математики и его методах обучения.
  2. Рассказчик не выучил уроки и хочет найти способ не отвечать у доски.
  3. Мальчик врет медицинским работникам и убеждает их устроить вакцинацию прямо на уроке математики.
  4. Учитель понимает хитрость героя и все равно высмеивает его «подвиг».
  5. С тех пор герой готовится к занятиям более старательно.

Чему учит?

Мораль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» заключается в том, что находчивость и хитрость могут обернуться против человека, если они прикрывают его инфантильность и невежество. Герой использовал свои таланты не во благо, а во вред себе. Учитель в аллегорической форме указал на его ошибку. Ведь мальчик смышленый, он может учиться и добиваться успехов, как Геракл, а вместо этого он растрачивает свою смекалку на мелочи, которые вовсе не достойны уважения и внимания.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» заставляет задуматься и о видах смеха и насмешек. Прямым текстом о них в произведении не сказано. Но мысли появляются. Два ярких примера – Харлампий Диогенович и Алик. Первый высмеивает провинившихся, но очень осторожно, чтобы не задеть нежные чувства учеников. Он учит самоиронии, не более. Алик же был вынужден сменить имя. Его настоящее имя – Адольф. Отказался от него герой, так как описанные действия происходили во времена Великой Отечественной войны. На самом деле, трудно представить себе ситуацию ужасней, когда тебя приравнивают к монстру. Из-за одного имени. В насмешках люди часто безжалостны и не знают границ. Имена, фамилии, привычки – все может обернуться против человека. Просто потому что когда мы срываем злобу на других, обоснованную или нет – совершенно неважно, становится легко и приятно. Только вот невероятная странность. Так хорошо быть по эту сторону. Но стоит оказаться на другой, где жестоко насмехаются уже над нами, как становится больно и обидно до слез.

Пословицы и поговорки

Вот какие пословицы отражают суть рассказа:

  1. «Сам себя перехитрил» — герой пытался обмануть окружающих, но в итоге обманул сам себя.
  2. «Хитри, да хвост береги» — рассказчик забыл об осторожности и пал жертвой своей же хитрости.
  3. «Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь» — герой ничего не приобрел от своей лжи, только хуже себе сделал.

Отзыв

Мне понравился рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», потому что в нем описывается популярная ошибка талантливых людей: они растрачивают себя напрасно. Рассказчик явно умен, ему не составляет труда учиться хорошо, однако он сберегает усилия для обмана и мелких проделок. Такая жизненная позиция помешает ему стать Гераклом — ему будет плечу разве что «тринадцатый подвиг».

Ничего не могу с собой поделать, но вот к рассказчику мое отношение скорее негативное. Не потому, что он не подготовился к задаче. За его изворотливостью не очень приятно было наблюдать. Конечно, позориться перед доской всегда неприятно и никогда не хочется. Однако подобные последствия неизбежны, за исключением счастливой случайности. А непрекращающееся вранье героя только отталкивало. Но не оно разочаровало меня больше всего. Когда рассказчик стоял, осмеянный у доски, подмечал смеющихся и думал про них гадости. Не обошел стороной и Алика. А это очень низко. Возможно, мое мнение именно такое, так как я умею смеяться над собой. Стоило этому научиться, как желание насмехаться над другими пропало. И я понимаю, что он слишком молодой и неопытный, но даже в его возрасте многие предпочтут поразмыслить над собственным поведением. 

В заключение хочу подметить, что нельзя без внимания оставить директора школы. Какой-то трусливый, пугливый, слабый человек. Боится абсолютно всего. Совершенно непонятно, как он занял свой пост. Подобным людям даже малую власть давать нельзя. Не скажу, что этот герой вызывает негативные эмоции, но без недоумения к его персоне не обходится. Эта школа не превратилась в руины благодаря завучу. Про нее практически ничего не сказано, но из тех крох становится понятно, что завуч – сильная женщина, добившаяся уважения к себе. Волевая, она в состоянии сохранять нужную дисциплину. Как и произведение в состоянии ярко напомнить читателям о том, что нужно уметь принимать свои ошибки, исправить их и жить с полученным опытом дальше, а не бежать при первой возможности. Поэтому его определенно стоит прочесть каждому.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *