Пророк Моисей и Исход

 Пророк Моисей был величайшим лидером, сплотившим еврейский народ, который он освободил от рабства и вывел  из Египта. Во время сорокалетнего  странствия он получил от Бога каменные скрижали Завета с десятью  заповедями. Он считается автором первых пяти книг Ветхого Завета. Моисея  изображали могучим старцем с  длинной седой бородой с осиянным светом Божьим лицом. Однако вследствие ошибочного перевода с  древнееврейского  на латынь (слово «сияющий» было переведено как «рогатый») появилось много изображений  Моисея с рогами. На некоторых из них Моисей  представлен держащим скрижали Завета с заповедями.
 В эпизодах из жизни Моисея присутствуют и другие ветхозаветные пророки, как, например, на фресках Бартоло  ди Фреди (умер в 1410) в Коллегиальной церкви в Сан-Джеминиано. Во время многолетнего странствия по  пустыне еврейский народ стал роптать, и Бог покарал его, наслав ядовитых змей, а Моисею велел создать  медного змия для излечения укушенных. Его считают предтечей Распятия: «И как Моисей вознес змию в пустыне,  так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Некоторые сцены из жизни Моисея перекликаются с эпизодами  из жизни Христа, это можно увидеть, сравнивая две картины Тинторетто «Сбор манны» и «Тайная вечеря» (обе  написаны в 1593). Моисей был законодателем, и Христос дал людям новые законы. Этой теме посвящены фрески  нескольких художников, в том числе Боттичелли и Перуджино (обе созданы для Сикстинской капеллы в Ватикане, Рим). Моисея также сравнивали со св. апостолом Петром, считающимся первым Папой Римским, наместником Бога на земле. Истории из жизни Моисея вдохновляли многих художников. На картине «Моисей, защищающий дочерей Иофора» (ок. 1523) Россо Фьорентино изображены мускулистые фигуры борющихся мужчин. Элегантная дочь фараона, нашедшая младенца Моисея, изображена на картинах Пуссена и Тьеполо. На картине Тернера «Пятая казнь египетская» (1800) запечатлен драматический пейзаж.
Среди самых изображаемых эпизодов из жизни Моисея — сцена его нахождения младенцем дочерью фараона; попирание им короны фараона — намек на роль Моисея как освободителя своего народа от рабства; Неопалимая Купина (несгорающий куст), который был истолкован им как знак воли Божьей — он должен вывести свой народ из Египта; переход через Красное море; десять заповедей.
После смерти Моисея его преемником стал Иисус Навин. Он провел вверенный ему народ через реку Иордан, через которую был перенесен Ковчег Завета. Когда люди подошли к реке, случилось чудо — вода ушла, и они смогли пройти, не замочив ног. В память об этом чудесном событии он повелел двенадцати мужчинам перенести на другой берег двенадцать камней. Там, на земле Ханаанской находился укрепленный город Иерихон, который, по велению Бога, был взят на седьмой день войском под предводительством Иисуса Навина. Каждый день семь священников обходили вокруг его стен с Ковчегом Завета, а на седьмой они затрубили в трубы, а народ, услышав это, воскликнул громким голосом, и стены Иерихона рухнули5. Эти сцены запечатлены Гиберти на двери во флорентийский баптистерий. На картине Джона Мартина «Иисус Навин, приказывающий солнцу встать над Гаваоном» (1816) запечатлен драматический момент, который обеспечил войскам Иисуса Навина победу.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *