Жизнь Христа
Жизнь Христа — неисчерпаемый источник сюжетов для создания повествовательных циклов и отдельных произведений. Большинство событий описываются во всех четырех евангелиях, но иногда в разной последовательности. Иисус Христос также появляется на произведениях, посвященных Деве Марии, святому Петру и другим апостолам. В Ветхозаветной книге пророка Исайи содержится пророчество: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». В Средние века возникло понятие «Древо Иессея» — генеалогическое древо, свидетельствующее о том, что Иисус происходит из рода Иессея, отца царя Давида. Согласно Евангелию от Луки, Иисус происходит от ветхозаветного Адама. Яков Вора-гинский (1230-1298), автор «Золотой легенды», утверждал, что Дева Мария и Иисус происходили из рода царя Давида. Марию иногда изображали с ее матерью св. Анной и Святым семейством. Таддео Гадди на фреске «Аллегория креста» (ок. 1355-1360) представил распятие с вырастающими из него ветвями и изображениями четырех евангелистов и двенадцати пророков, как Древо жизни.
В Рождество волхвы (иначе мудрецы или маги) — юный Бальтазар, зрелый Мельхиор и старый Каспар, — увидев в небе звезду, пришли в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу и принести ему дары — золото, ладан и смирну. Сцена поклонения волхвов пользовалась большой популярностью у художников во Флоренции, где процветало банковское дело и текстильные производства. В отличие от остальных сюжетов, связанных с жизнью Христа, этот позволял изобразить персонажей, облаченных в богатые одежды. Этот сюжет очень любили банкиры, которые с помощью щедрых даров реабилитировались перед церковью, порицавшей ростовщичество.
Когда царь Ирод решил уничтожить новорожденного «Царя иудеев», ангел велел Иосифу бежать вместе с семьей. Этот эпизод известен под названием «Бегство в Египет». Царь Ирод приказал устроить «Избиение младенцев» — истребить всех детей мужского пола младше двух лет. Эти сюжеты были изображены Джотто в капелле дель Арена в Падуе («Бегство в Египет» — слева, «Избиение младенцев» — справа). Фрески разделяет окно, которое художник решил использовать для того, чтобы у зрителя не возникла мысль, что Святое семейство направляется на убийство младенцев. Тинторетто в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) создал целую серию поражающих воображение изображений, навеянных этой темой.
После смерти царя Ирода ангел сказал Иосифу, что его семья может вернуться в Израиль. Они отправились в Галилею и осели в Назарете. После принятия крещения Христос стал проповедовать у Галилейского моря, где начали собираться его ученики, первыми из которых стали рыбаки — братья Симон (будущий апостол Петр) и Андрей (Первозванный).
Позднее, обращаясь к Петру, Христос сказал: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». В ученики Христос также призвал Матфея мытаря, который впоследствии стал первым евангелистом, Иакова Старшего (Зеведеева) и брата его Иоанна, Варфоломея, Иакова Младшего и Леввея (прозванного Фаддеем), Филиппа, Фому, Симона Кананита и Иуду Искариота.
Свое учение Христос часто проповедовал в иносказательной форме. Например, в притче о сеятеле рассказывается о семенах (учении), проросших на каменистой почве. Притча о Добром Самарянине повествует о бескорыстной помощи, которую случайный прохожий (самарянин) оказал незнакомому раненому иудею, из которой следует, что ближний — это тот, кто оказал милость. Притча о Блудном Сыне говорит о том, что Бог прощает всех раскаявшихся грешников.
«Мадонна с младенцем и святыми» Беллини находится в церкви Сан-Длаккария в Венеции
Этот сюжет позволял художникам создать эмоциональные образы. Альбрехт Дюрер на гравюре «Блудный сын» (1495) изобразил в окружении свиней раскаявшегося грешника, смиренно преклонившего колени и воздевшего руки.
Проповедуя, Иисус исцелил многих больных. Среди чудес, совершенных Христом, — исцеление прокаженного, излечение расслабленного в овчей купальне (Вифезде), возвращение зрения слепцам. Первое чудо Христа — Брак в Кане Галилейской — пользовалось у художников особенной популярностью. Во время брачного пира Иисус по просьбе своей матери превратил воду в вино. Еще один популярный сюжет — укрощение бури. Однажды, когда Иисус со своими учениками переправлялся в лодке через Галилейское море, поднялась буря, которую Иисус укротил. На горе Фавор во время молитвы произошло Преображение Христа перед тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Ученики увидели ветхозаветных пророков Моисея и Илию, которые беседовали с Иисусом, и услышали голос с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Сразу после Преображения Иисус исцелил бесноватого отрока, которого не смогли исцелить его ученики. Узнав об этом, Иисус сделал своим ученикам упрек в маловерии. На картине «Преображение Христово» (1518-1520) Рафаэль изобразил и Преображение, и исцеление бесноватого мальчика Христом.
Страсти Христовы описываются во всех четырех Евангелиях, хотя и различаются в деталях. Страстям Христовым посвящены отдельные произведения и повествовательные циклы. Художники изображали орудия Страстей Христовых — крест, столб для бичевания, терновый венец, стрелу или копье и тридцать сребреников, за которые Иуда предал Христа. Повествование о Страстях Христовых начинается с Входа в Иерусалим. Въехавшего в Иерусалим на осле Христа встречал народ с пальмовыми и оливковыми ветвями. На некоторых изображениях, посвященных Входу Иисуса в Иерусалим, можно увидеть богатого сборщика податей Закхея, который влез на смоковницу, чтобы посмотреть на Христа. Иисус заметил его и пришел к нему в дом, после чего растроганный Закхей раздал часть своего имущества нищим. В Иерусалиме Христос поспорил со священниками, которые хотели схватить его, но побоялись толпы, почитавшей Христа как пророка. Христос обвинил фарисеев в лицемерии16 и предсказал разрушение Храма. Священнослужители собрались в доме первосвященника Каиафы, чтобы придумать, как избавиться от Христа. Один из его учеников Иуда Искариот пришел к ним и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников».
Чтобы отметить Пасху, Христос собрался со своими учениками на Тайную вечерю. Во время ужина он объявил: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли, Господи?» Во время ужина Христос причастил и благословил своих учеников вином и хлебом — впоследствии ставшими символами тела и крови Христовых, которые он принес в жертву за грехи человечества. «Тайную вечерю» чаще всего можно было увидеть в монастырских столовых. Художники предпочитали изображать момент, когда Христос пьет вино и преломляет хлеб.
«Христос в родительском доме» Миллеса . Случайно полученная Христом рана — намек на его будущее распятие
Однако Леонардо да Винчи на фреске «Тайная вечеря» (ок. 1495) изобразил момент предательства Христа Иудой и эмоциональную реакцию его учеников на его слова о том, что один из них предаст его. После ужина Христос отправился со своими учениками в Гефриманский сад. Петра, Иакова и Иоанна он попросил быть рядом, чтобы он смог помолиться, но они уснули. Сцена моления о чаше («Да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты») часто изображалась западноевропейскими художниками. При изображении этого сюжета они точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа в центре композиции, ангела с чашей в руке или орудия Страстей, а также троих спящих учеников на переднем плане, а вдалеке — идущих Иуду и стражей. На произведениях с изображением ареста Христа часто представлен Иуда, целующий учителя, — по этому условному знаку стражники узнали, кого они должны арестовать. Ученики хотели заступиться за Иисуса, и один из них отсек ухо рабу первосвященника. Согласно Евангелию от Иоанна, это сделал Петр, поэтому его можно увидеть на изображениях ареста Христа.
Ночью Христос предстал на суде перед первосвященником Каиафой и заявил, что он «Сын Божий». Каиафа приговорил Иисуса к смерти, обвинив его в богохульстве. Поптий Пилат, римский наместник, должен был утвердить приговор иудейского первосвященника. Пилат по случаю праздника имел право освободить одного из приговоренных на смерть. Он дважды выводил Иисуса к народу. Чтобы вызвать у толпы сострадание к осужденному, Пилат приказал бить его. Сцене бичевания Христа посвящено множество произведений искусства. Воины одели Христа в багряницу, возложили на его голову терновый венок, насмехались над ним, падая перед ним на колени со словами: «Радуйся, Царь Иудейский!», плевали на него и били тростью по голове и лиц. Во второй раз, выведя истерзанного Иисуса, он сказал народу: «Ессе Ногтю» (Се, Человек), но толпа потребовала освободить не Христа, а разбойника Варавву. Пилат подчинился воле народа и приговорил Иисуса к распятию, а сам умыл руки в знак непричастности к совершаемому убийству, «и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего».
Путь Христа на Голгофу, место его казни — Распятия, проходил по Пути скорби (Via Dolorosa). Христос, сопровождаемый огромной толпой, нес свой крест. Солдаты начертали над его головой: INRI (аббревиатура латинской фразы Iesus Nazareus Rex Iudaeorum, что означает «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), Христа прибили гвоздями к кресту, на котором он умер. Вместе с Христом на Голгофе (лобном месте) были распяты двое разбойников, по правую его руку — раскаявшийся, по левую — нераскаявшийся. Последний насмехался над Христом, но раскаявшийся разбойник укорил его, и Христос сказал ему: «Ныне же будешь со мною в Раю». Среди людей, присутствовавших во время казни, находилась Дева Мария, Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц Мария и Иоанн (Богослов), любимый ученик Христа. Их обычно можно увидеть на изображениях сцены Распятия.
Хотя об оплакивании в Евангелиях не говорится, в произведениях искусства этот сюжет присутствует, следуя в повествовательных циклах за Снятием с креста и предшествуя Положению во гроб.
«Тайная вечеря» Фра Анджелико (фрагмент, 1442). Христос обносит своих учеников хлебом и вином незадолго до предательства и ареста в Тефсиманском саду